Недостатки произнесения звуков тянут за собой и прочие проблемы, например, замедляется развитие многих психологических функций, появляются коммуникативные сложности. Ребёнок с речевыми расстройствами довольно часто с трудом овладевает письменной речью и чтением.
Вот почему воспитывать чистое выговаривание звуков необходимо, и одним из эффективных инструментов считается артикуляционная гимнастика. Подобные тренировки готовят голосовой аппарат к верному звукопроизношению и избавляют малышей от уже имеющихся патологий.
Требования к проведению гимнастики
Занятия на артикуляцию нужно проводить регулярно, поскольку лишь систематические тренировки приведут к устойчивому и видимому эффекту. Результативность упражнений зависит от соблюдения родителями нескольких важных условий:
- сначала необходимо рассказать малышу о предстоящем занятии, затем продемонстрировать правильное выполнение, а уже потом непосредственно приступать к отработке;
- перед малышом ставится зеркальце, чтобы он смог наблюдать за позицией своего язычка;
- тренировку нужно проводить сидя, у детей прямая спинка, тело расслаблено;
- ребёнок должен выдерживать правильную позицию языка и губ на протяжении установленного времени (обычно на счёт от 5 до 15);
- принуждением родители ничего не добьются, тренировка проводится с максимальной эмоциональностью, в игровой форме;
- важно отслеживать точность и плавность выполнения каждого отдельного упражнения.
Если у ребёнка наблюдаются трудности с реализацией заданий, язычок постоянно дрожит и не может принимать нужную позу, лучше доверить выполнение гимнастики специалисту. Вероятно, дошкольнику потребуется дополнительный логопедический массаж.
Комплекс заданий для шипящих звуков (Ч, Щ, Ж, Ш)
Чтобы эти звуки произносились чётко и правильно, необходима достаточно тонкая работа язычка и губ:
- язык приподнимается к твёрдому нёбу, образуя с ним небольшую расщелину;
- боковины язычка прижимаются к верхним молярам (коренные зубы);
- губы вытягиваются, немного округлены;
- тёплый поток воздуха направляется посередине язычка.
Помочь отработке этих положений артикуляционного аппарата могут следующие задания:
- «Забор». Ребёнок улыбается, показывает зубки, удерживает улыбку, пока мама считает до 10.
- «Трубка». Ребёнок смыкает губки и вытягивает их вперёд трубкой, удерживая под счёт до 5-10.
- «Забор-трубка». Предыдущие упражнения чередуются, каждое из них выполняется под счёт до 10.
- «Наказываем непослушный язычок». Ребёнок приоткрывает рот, кладёт язычок на нижнюю губку и, пришлёпывая его, произносит слог пя-пя. Потом нужно расслабить язык и держать его в такой позиции, приоткрыв рот, на счёт от 5 до 10.
- «Лопатка». Малыш улыбается, приоткрывает рот, кладёт краешек язычка на нижнюю губку. Удерживать такое положение нужно, пока родитель не досчитает до 10.
- «Конфетка». Ребёнок кладёт кончик язычка на губу. Родитель, в свою очередь, помещает на язык небольшой ломтик ириски. Задача малыша – прикрепить конфету к участку нёба, расположенному непосредственно за верхними зубками.
- «Гриб». Ребёнок улыбается, показывает зубки, немного приоткрывает рот и, «присосав» язычок к верхнему нёбу, полностью открывает ротовую полость. При этом язычок напоминает грибную шляпу, а уздечка – его ножку.
- «Игра в мяч». Малыш улыбается, кладёт передний краешек язычка на нижнюю губу, произносит «ф-ф-ф-ф-ф», сдувая небольшой кусочек ваты с места.
- «Сладкое варенье». Малыш немного приоткрывает рот и краешком язычка облизывает верхнюю губу. При этом язык двигается не вправо-влево, а вверх-вниз.
- «Гармонь». Ребёнок улыбается, чуточку приоткрывает рот, «приклеивает» язычок к нёбу и пробует закрывать и приоткрывать рот. Связка при этом растягивается, словно гармошка.
- «Сдувание». Ребёнок улыбается с открытым ртом, кладёт язычок на верхнюю губу следующим образом: его боковины прижимаются к губе, а середина образует своеобразный жёлоб. Воздушным потоком, идущим по желобку, нужно сдуть кусочек ватки, который предварительно кладут на нос.
Комплекс заданий для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)
Произнесение этих звуков требует от ребятишек координированных движений всех частей голосового аппарата:
- губы растягиваются в улыбке;
- нижняя челюсть немного опускается, чтобы образовался заборчик с щёлочкой;
- краешек языка располагается за передними нижними зубами;
- холодный воздух с силой продвигается по средней части языка.
Артикуляционная гимнастика для тренировки свистящих звуков во многом повторяет упражнения из предыдущего комплекса:
- Выполняйте упражнения «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Игра в мяч» так, как описано выше.
- «Чистим зубы». Ребёнок улыбается, немного приоткрывая рот и краешком язычка «чистит» нижние зубки, двигаясь язычком справа налево и снизу вверх.
- «Лошадка». Ребёнок присасывает язык к нёбу и цокает в замедленном темпе, громко, одновременно растягивая уздечку.
- «Сердитая кошка». Малыш улыбается, приоткрывая рот, краешек языка упирает в нижние зубы и одновременно выдвигает язычковую спинку вперёд, затем её опускает, не отрывая краешек язычка от зубов.
- «Загоняем мячик в ворота». Ребёнок вытягивает губки трубкой и дует на кусочек ваты, стараясь загнать его в «ворота» (это могут быть кубики). «Ворота» по мере выполнения упражнения нужно отодвигать. Родитель должен следить, чтобы малыш не надувал щёки!
Комплекс упражнения для звуков Р, Рь
Правильному произношению этих звуков способствует слаженная работа всех участков и мышц язычка:
- краешек приподнят к языковым лункам, напряжён и слегка вибрирует;
- его середина приспущена;
- боковые стороны прижимаются к верхним коренным зубкам.
Чтобы выработать точные движения, предложите ребёнку выполнить следующие несложные задания:
- Повторяйте упражнения «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Гриб», «Гармонь», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанной выше схеме.
- «Маляр». Ребёнок улыбается, открывает рот и «гладит» краешком язычка твёрдое нёбо, двигая им вперёд-назад.
- «Барабанщик». Малыш улыбается, показывает зубки и стучит краешком язычка за верхними зубами: «д-д-д-д-д». Сперва звуки произносятся в замедленном темпе, затем язык должен работать быстрее.
- «Индюшонок». Ребёнок с приоткрытым ртом кладёт краешек язычка на верхнюю губу и поглаживает её из стороны в сторону, постепенно ускоряясь. Должен раздаться характерный звук, похожий на тот, как болбочат индюки.
- «Автоматчик». Ребёнок закрывает рот, напряжённым краешком язычка стучит в верхние зубы, при этом следует произносить «т-т-т-т-т», постепенно ускоряя тем.
Комплекс упражнений для звуков Л, Ль
Для произношения этих звуков необходима правильная работа всех отделов артикуляционного аппарата:
- губы улыбаются;
- зубки смыкаются;
- краешек язычка приподнимается до упора в верхние зубы, спинка прогибается, а корешок немного поднят;
- из-за сомкнутых голосовых связок воздушный поток слабый, идёт лишь по боковым сторонам языка.
Чёткому произнесению звуков Л, Ль способствуют следующие упражнения, которые во многом совпадают с заданиями предыдущих артикуляционных комплексов:
- Повторите с ребёнком такие упражнения, как «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанному выше алгоритму.
- «Пароходик». Ребёнок улыбается, зажимает краешек язычка между зубами, произносит протяжно «ы-ы-ы», однако слышится в этот момент «л».
- «Тихое щёлканье». Малыш улыбается, приоткрывает рот и щёлкает краешком язычка за верхними зубками. Только делать это нужно практически беззвучно.
- «Часы». Ребёнок улыбается, показывает зубы, высовывает язычок и поворачивает его вправо, удерживая под счёт до 5, потом поворачивает в левую сторону. Мама в этот момент может произносить «тик-так».
- «Качели». Малыш улыбается, открывает рот, кладёт язычок за нижние зубки и удерживается до 5, потом поднимает язычок кверху и также держится до 5. Затем положение язычка меняется на счёт 2.
Артикуляционная гимнастика не должна превратиться для ребёнка в ежедневную пытку, поэтому проводить её следует максимально эмоционально, в развлекательной форме. Обязательно повторяйте и закрепляйте ранее пройденные упражнения, следуя важному правилу – из вновь вводимых игр лишь одна должна быть новой. Артикуляцию можно считать усвоенной, если малыш произносит звук без ошибок, автоматически, то есть не нужен контроль родителей.