Причины, симптомы, диагностика и коррекция дислексии

Ребёнок, который в школе сталкивается с дислексией, до 7-летнего возраста практически ничем не отличается от ровесников. Однако в первом классе учителя и родители начинают замечать трудности с чтением, выражающиеся в многочисленных ошибках, несовершенном анализе слов, непонимании прочитанного текста.

Заметив подобные проблемы, не следует опускать руки и считать ребёнка неуспешным двоечником. Квалифицированная логопедическая и психологическая помощь позволят частично либо полностью исправить положение.

Что такое дислексия

Под этим диагнозом понимают парциальное (частичное) нарушение чтения, которое вызвано несформированностью определённых психических механизмов. Главными симптомами расстройства считают стойкие, типичные и повторяющиеся из раза в раз ошибки при чтении текстов. Важное уточнение – обычно у детей сохранены интеллектуальные, зрительные и слуховые функции.

Общими проявлениями дислексии у школьников считают:

  • регулярные ошибки в процессе чтения (неверно произнесённые буквы, замещение слогов и букв близкими по звучанию элементами, непонимание текста);
  • неверное декодирование текста;
  • невозможность или замедленность распознавания слов;
  • сложности с формированием навыков правописания;
  • нарушения тонкой моторики и некоординированность движений рук;
  • проблемы с восприятием новых знаний;
  • нарушения ориентации в пространстве листа.

Дислексия

Дислексия встречается как изолировано, являясь единственной логопедической проблемой ребёнка, так и совместно с другим нарушением – дисграфией, которая характеризуется неспособностью правильно и грамотно писать.

Разновидности дислексии

Тяжесть патологии бывает разной, поэтому в логопедической практике различают дислексию (парциальное нарушение) и алексию (тотальное расстройство навыка чтения). Также по особенностям нарушения психических функций специалисты выделяют несколько разновидностей дислексии.

  • Фонематическая. Данный тип дислексии характеризуется смешиванием схожих звуков (твёрдых и мягких, звонких и глухих; к примеру, в-ф, с-ц). В результате ребёнок читает по буквам, пропускает их и переставляет местами.
  • Семантическая. Такое расстройство ещё именуют механическим чтением. Ребёнок читает сноровисто, однако не понимает значение прочитанного текста. Суть проблемы в том, что слова не связываются в общую картину, воспринимаясь по отдельности.
  • Аграмматическая. Ребёнок не способен согласовать слова в предложении, слышны явные аграмматизмы. К примеру, «ласковый кошка», «зелёный берёза». Кроме того, дети неверно употребляют окончание глагольных конструкций: «сидю», «говору» и пр.
  • Оптическая. Ребёнок путает буквы, состоящие из схожих деталей (чёрточек, кружков), а также может читать справа налево. Причём ошибки возникают как из-за прибавления, так и из-за удаления элементов: с-о, ы-ь, п-н. Проблема связана с трудностями зрительно-пространственной организации чтения.
  • Мнестическая. Ребёнок попросту не способен запомнить буквы, выстроить ассоциативный ряд между их отображениями и звуками, которые они дают. В результате, читая текст, школьник заменяет буквы, смешивает их или пропускает.

Нередко сюда же относят и такой специфический тип дислексии, как тактильное расстройство чтения, характерное для слепых людей. В этом случае ребёнок при прочитывании текста по Брайлю смешивает тактильно символы, состоящие из схожего количества точек.

Причины дислексии

Зарубежные учёные считают именно наследственность основной причиной возникновения дислексии. То есть недостаточная сформированность определённых отделов обусловлена генетически. Однако исследователи не исключают воздействие патогенных факторов, которые вызывают минимальную дисфункцию мозга. К ним относят:

  • гипоксию плода (может быть вызвана фетоплацентарной недостаточностью, отслойкой плодного места, асфиксией, затяжными родами и пр.);
  • поражение нервной системы токсического генеза (алкоголизм матери, желтушка новорождённого);
  • поражение мозга инфекциями (перенесённые будущей мамой такие болезни, как краснуха, корь, ветрянка, грипп);
  • травмы мозга при родах;
  • черепно-мозговые травмы в первые годы жизни;
  • инфекционные болезни в младенческом возрасте;
  • тяжёлые соматические недуги.

Также спровоцировать дислексию могут социально-психологические факторы. К ним относят недостаток речевой коммуникации, двуязычие в семье (билингвизм), социальную депривацию, педагогическую запущенность, преждевременное обучение письму и чтению, чрезмерные интеллектуальные нагрузки на маленького ребёнка.

Как диагностировать дислексию

Основный специалист при расстройствах чтения – логопед. Он изучает степень сформированности устного и письменного речевых навыков, чтения, неречевых функций. Но прежде всего специалист внимательно изучает анамнез ребёнка, нюансы формирования речевых умений.

Изучение устных речевых навыков состоит из оценивания:

  • качества произношения звуков;
  • уровня развития фонематики;
  • степени формирования слоговой структуры;
  • связности речи;
  • наличия грамматических ошибок;
  • понимания текста.

При подозрении на дислексию проводится также и диагностирование письменных навыков, включающее выполнение следующих заданий:

  • списывание небольшого текста;
  • слуховой диктант;
  • самостоятельное письмо.

Дополнительно дефектологическое обследование включает изучение зрительно-пространственного и слухового восприятия, особенностей слуховой памяти, уровня развития аналитико-синтетических функций.

Также логопед может направить ребёнка-дислексика на неврологическое обследование, которое состоит из выполнения электроэнцефалограммы, эхоэнцефалограммы. При подозрении на проблемы со зрением и слухом возможны консультации офтальмолога и сурдолога.

Коррекция дислексии

Ведущую роль в исправлении данного расстройства играет логопед. Выбор коррекционного направления будет зависеть от тяжести и формы патологии. К примеру, в случае фонематического нарушения чтения специалист исправляет дефекты звукопроизношения, развивает фонематические процессы.

При семантической дислексии особый упор делают на совершенствовании слогового синтеза, расширении словарного запаса, усвоении ребёнком грамматических навыков. Наличие аграмматического расстройства предполагает формирование у детей грамматических норм образования и склонения слов.

В случае мнестического расстройства чтения проводится коррекция слухоречевой и зрительноречевой памяти. Оптическая форма нарушения предполагает работу по коррекции зрительно-пространственного восприятия, зрительных аналитико-синтетических представлений.

Кроме того, в коррекционной работе используют рекомендации американского инженера и скульптора Рональда Дейвиса, который сам страдал от дислексии, но сумел справиться с расстройством в 38-летнем возрасте.

Смысл его метода – помочь ребёнку научиться находить «точку ориентации», которая позволяет при помощи воображения и фантазии видеть окружающую действительность без искажения. Это помогает дислексику выделять и различать печатные слова, получая их образы и устраняя тем самым недостатки восприятия текста.

Предупреждение дислексии

Поскольку расстройство чтения часто переходит по наследству, то полностью исключить его развитие невозможно. Однако родители могут минимизировать негативные проявления этой патологии или предупредить её утяжеление, выполняя ряд рекомендаций специалистов.

Взрослым следует:

  • регулярно читать ребёнку литературные произведения, которые соответствуют его возрасту. Это позволит приучить малыша слушать и слышать прочитанное;
  • отказаться от раннего обучения чтению (особенно если у ребёнка имеются речевые проблемы). В дошкольном возрасте применяют исключительно игровые и наглядные методы обучения;
  • своевременно выявлять симптомы дислексии и обращаться к специалистам. Разумеется, необходимо выполнять все советы дефектолога, чтобы снизить выраженность нарушения.

Невзирая на распространённое мнение о том, что дислексия – это признак гениальности (этим расстройством в своё время страдали Г. Х. Андерсен, Эйнштейн, да Винчи), подобное нарушение необходимо исправлять. От этого будет зависеть обучаемость ребёнка, уровень его самооценки, отношение с ровесниками.

К коррекции следует приступать как можно раньше. Это позволит вернуть ребёнку уверенность в собственных силах, повысить успеваемость и предупредить другие речевые проблемы. Главный «союзник» родителей в этом деле – логопед.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий

  1. Евгений

    Очень интересная статья, спасибо за советы

    Ответить