Как навести порядок в детской: от теории к практике

В предыдущей статье «Как навести порядок в детской: теория» мы выяснили, что же такое порядок, почему дети разбрасывают вещи, а также разобрались с тем, что помогает и что мешает поддерживать порядок. Сегодня же мы на практике разберем, как навести порядок в детской комнате.

4 «кита», на которых держится порядок в детской

  • «Расхламление» 1 раз в 3-4 месяца
  • Сортировка игрушек и вещей (по мере необходимости)
  • Контроль мест скопления вещей и игрушек (минимум 1 раз день)
  • Правило «поиграл-убрал» или «взял новую игрушку, когда убрал старую».

Ответьте на следующие вопросы:

  • Достаточно ли хорошо у вас организовано пространство в детской?
  • Знаете ли вы, где и какие игрушки и детские вещи лежат?
  • Знает ли ребёнок, где и что лежит? Сможет ли он самостоятельно что-то найти?

Если на все вопросы вы ответили «Да», значит, у вас всё в порядке. Можете себе поставить «5» и заняться чем-нибудь другим. Если нет, то информация, приведённая ниже, может быть вам полезна.

«Расхламление»

Эту процедуру лучше проводить без детей. По своему опыту могу сказать, что дети с большой неохотой расстаются или категорически отказываются выкидывать даже самые безнадёжно поломанные и испорченные игрушки. И при этом чаще всего забывают о них, и если постоянно не натыкаются, то и не вспоминают.

Как навести порядок в детской

  • Выберите все игрушки, которые уже невозможно починить, и выбросьте их
  • Игрушки, из которых ребёнок вырос, тоже подлежат удалению из детской. Их можно подарить кому-то или отдать в детский сад
  • Мягкие игрушки необходимо периодически прореживать. Пусть на виду будут только самые любимые. Остальные можно убрать подальше. Если ребенок не вспомнит о них через 3-4 месяца, смело с ними расставайтесь (подарить, отдать и т.д.)
  • Для рисунков и поделок заведите папку на кольцах (так больше поместится) либо большую коробку (размером А4 и больше)
  • Оставшиеся игрушки необходимо разделить на две части. Одну часть оставить на виду и в свободном доступе. А другую часть убрать подальше (например, отправить на балкон или в другую комнату). Через 2-3 месяца необходимо произвести замену. Чаще всего забытые старые игрушки воспринимаются ребёнком как новые. Конечно же, он помнит, что это его старые игрушки, но при этом потребность в новых на какое-то время отпадает
  • Если же после «расхламления» вам кажется, что игрушек всё равно еще много, посоветуйтесь с ребёнком. Возможно, он не против что-то подарить друзьям или отнести в детский сад (так сделал сын, а вот дочка не смогла ни с чем расстаться)
  • Проводите «расхламление» каждые 3-4 месяца.

Сортировка игрушек

  • Разложите вместе с ребёнком все игрушки по темам (конструкторы, мелкие игрушки, например, из «киндеров», канцелярские принадлежности, книги, куклы, машинки и т.д.)
  • Подпишите или приклейте картинки на коробки, ящики, шкафчики и полки, чтобы легко можно было ориентироваться среди них. Если ящиков нет, можно использовать обычные коробки из-под обуви
  • Если ребёнку меньше 4-х лет, расскажите, что теперь у каждой игрушки есть свой собственный дом (как и у него). И что игрушки всегда хотят вернуться туда после весёлой игры. Точно так же как малыш возвращается домой после прогулки. С более взрослыми детьми обратите внимание на то, как в комнате теперь чисто и аккуратно: нигде ничего не торчит, всё можно легко найти
  • Обязательно похвалите ребёнка за его старания и желание разобрать свои игрушки. Затратив столько усилий, дети обычно более бережно относятся к порядку в детской.

Почему дети не хотят наводить порядок в детской?

Итак, игрушки разобраны, ящики и коробочки заполнены и подписаны. НО! Ребёнок всё равно не хочет убирать за собой игрушки. Что делать? Эту ситуацию необходимо прояснить.

При очередном отказе ребёнка убраться в детской попробуйте использовать этот алгоритм:

  • Попросите ребёнка убрать за собой игрушки
  • Если ребёнок отказывается это делать или просто вас игнорирует, очень важно не повышать голос и не кричать на него. Если сложно себя сдерживать, лучше выйдите на 10 минут, успокойтесь (подышите глубоко, покричите, помойте посуду (мне это очень помогает) и т.д.) и снова зайдите к ребёнку
  • Подойдите, сядьте рядом и спокойно спросите, почему он (она) не хочет убирать за собой игрушки
  • Если ребёнок закрыт (молчит, сидит в напряжении, отвечает только «да» или «нет», плачет, кричит), постарайтесь его расслабить: обнимите, поцелуйте, скажите, что любите (даже когда он (она) не хочет убирать игрушки), просто посидите или полежите какое-то время вместе молча и т.д. Вспомните себя в детстве, расскажите, как вы сами убирали игрушки (только честно)
  • Расскажите, почему для вас важно, чтобы в детской был порядок. Например, моя дочка ответила, что убирает в детской, чтобы порадовать меня (хотя ей не очень нравится убираться). В зависимости от того, что ответит вам ребёнок, нужно будет выбирать дальнейшие действия. На этом этапе очень важно выяснить, по какой причине ребёнок отказывается убирать за собой.

А таких причин может быть множество:

  • Ребёнок боится, что у него не получится

Значит необходимо начинать с малого и говорить ребёнку, что он обязательно справится. Например, убрать конструктор в коробку, а постель заправьте вы.

Выберите ребёнку посильное задание и обязательно похвалите за его выполнение. Скажите не просто «молодец» или «умничка», а, например, «Как ты аккуратно свернул свои вещи» или «Как ты быстро собрал весь конструктор».

Более конкретная похвала побуждает ребёнка делать это снова и с удовольствием. Ведь он знает, что у него не просто получается, а получается быстро, аккуратно, правильно и т.д.

  • Ребёнок хочет доиграть в игру

Несмотря на всю кажущуюся простоту и неважность, любая игровая деятельность ребёнка – это очень важный процесс, напрямую влияющий его на развитие. Поэтому не стоит недооценивать игры.

Дети убирают игрушки

Лучше дать ребёнку закончить, отведя на это 10-15 минут, а затем уже приступать к процессу уборку. При этом обязательно обговорите, что через определённое время он (она) должен будет остановиться и собрать игрушки.

  • Ребёнок не знает, куда убирать игрушки

Здесь без вашей помощи не обойтись. В этом случае вам придётся выполнять роль навигатора, чтобы подсказывать, что и куда убирать, пока ребёнок сам не запомнит. А лучше организовать пространство в детской так, чтобы ребёнок мог сам без труда всё найти и всё убрать.

  • Ребёнок не хочет убирать один

Сын совершенно не хочет убираться один, он всегда просит о помощи. Мне иногда нужно просто стоять рядом, а он всё сам делает. Не отказывайтесь помочь или составить компанию.

Делайте что-то, но не очень активно, оставляя львиную долю ребёнку, и обязательно хвалите за каждый выполненный шаг (расставила куклы красиво, быстро собрал все карандаши, заправил ровно постель и т.д.)

  • Убираться – это скучно (так иногда говорят наши дети)

Устройте какую-нибудь игру: попади мячиком в корзину, довези куклу на машине, сосчитай карандаши, складывая их в коробку, расставь книги от большой к маленькой.

Если детей больше одного, тогда можно устроить соревнования с призами, разделив детскую на зоны. Но в этом варианте есть одна опасность: «реакция проигравшего». Именно поэтому этот способ у нас не прижился.

  • Ребёнок копирует взрослых

Бывает так, что сами взрослые не всегда убирают за собой свои вещи, и ребёнок видит, что это им никак не мешает.

  • Ребёнок привлекает внимание

Возможно, ребёнку просто не хватает внимания. А протест против уборки – просто способ привлечь внимание родителей.

Какова бы ни была причина, с ней точно можно справиться. А вот крики, приказы, наказания точно не сделают ваши отношения с ребёнком лучше. До встречи!

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий