Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье

Творческое воспитание – это не книга, это руководство к действию для небезразличных родителей, для тех родителей, которые не просто хотят воспитывать умных, порядочных и честных детей, а которые хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, умели показывать свои эмоции, рассказывать о них, воплощать собственные идеи.

Идея этой книги не нова. Я думаю, что любая любящая мама всегда играет со своим ребёнком, предлагает ему какие-то варианты занятий, рисует, лепит, клеит, вырезает и т.д. Поэтому творчество присутствует в жизни их детей с рождения.

Бывают и очень занятые родители, но и они стараются восполнить брешь в общении с ребенком и покупают самые разные развивающие игры и игрушки на развитие всевозможных навыков, в том числе и творческих.

Я отношусь к таким играм достаточно критично. Очень сложно раскрыть творческий потенциал ребёнка, если все товары для творчества основаны на чётком выполнении инструкции: раскрась по цифрам, вырежи по схеме, приклей на готовую картинку и т.д. Подобные занятия не позволяют ребёнку самому подумать, включить собственную фантазию. Дети действуют по чёткой инструкции: шаг влево, шаг вправо – и уже не получится то, что должно получиться.

При этом в творческом процессе иногда бывает очень сложно предугадать конечный результат. Результат может быть самым необычайным и неожиданным даже для самого ребёнка. И как раз это и решает ребёнок сам.

Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье

Книга «Творческое воспитание» привлекла меня тем, что взгляд автора сфокусирован как раз на том, чтобы мы не ожидали от детей, занимающихся творческим процессом, каких-то конкретных результатов. Чтобы родители не сажали детей рисовать и не говорили, что вот тут будет ёлочка, вот тут домик, тут солнышко, а тут цветочек. А если это будет не так, то это уже плохой рисунок.

Главный, как мне кажется, призыв книги в том, чтобы родители научились давать детям столько свободы, сколько им нужно. И не ждать каких-то закономерных вещей, каких-то, как нам кажется, разумных итогов творческой деятельности.

Пусть это будет, если рисунок, то любой. Даже клякса для одного ребёнка будет кляксой, а для другого – глубокомысленная нарисованная двухчасовая работа. Поэтому результат детского творчества чаще всего не конечный продукт, а тот процесс, в котором ребёнок находился определённое время.

Эта книга наверняка понравится тем родителям, которые готовы к принятию, сюрпризам, чему-то неожиданному, необдуманному, часто хлопотному и не всегда чистому варианту творчества, но которые готовы пойти за своим ребёнком туда, где интересно именно ему.

Книга написана поэтапно и, что не очень похоже на творческого человека, достаточно структурированно. В первой главе очень чётко дается понятие творчества, что это такое и зачем оно необходимо в жизни ребёнка, а также в жизни взрослого человека, какие навыки помогают развивать нашим детям творческие занятия.

Страница из книги "Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье"

В следующей главе детально рассматривается вопрос о подготовительных работах перед началом творческого процесса. Прочитав книгу, я поняла, что наше место для творчества далеко от идеала, так как все материалы и инструменты находятся в разных местах: стол – на кухне, дети – в детской, листы и канцелярские принадлежности – в зале. Фактически все эти предметы находятся под моим контролем, и без меня дети их не всегда могут взять, что порой ограничивает или совсем останавливает творческий порыв.

Автор книги в свою очередь предлагает совершенно иной формат. Формат обустройства зоны для творчества, где у ребёнка всё всегда под рукой. Не считая, наверное, воды. При этом, конечно, нужно ориентироваться на возраст, при котором некоторые предметы могут быть еще опасны (ножницы, клей и даже карандаши).

В творческом воспитании не может быть чёткого графика. Например, проснулись, позавтракали и сейчас мы начнём творить. Смысл в том, чтобы ребёнок сам решал, когда и чем ему заняться. При этом все инструменты для занятий должны быть на виду. Например, ребёнок проснулся, позавтракал, посмотрел мультик или во что-то поиграл, посмотрел на мольберт и понял, что сейчас он готов создать что-то невероятно и великолепное. То есть родители не навязывают ребёнку, когда и чем ему заниматься, а ребёнок имеет возможность самостоятельно решить, что и когда делать.

Бывает, что у мамы определённый график. Я и сама долгое время жила по графику (с двумя детьми-погодками иначе никак), когда примерно час утром и вечером выделяются на то, чтобы поиграть с детьми. И обычно я планировала это время (пластилин, краски, аппликации и т.д.).

Конечно, маме можно и нужно планировать день и предлагать ребёнку какие-то варианты занятий в отведённое на них время. Но также маме нужно быть готовой к тому, что ребёнок может от них запросто отказаться и заняться чем-то совершенно другим.

Формат творческого процесса, предложенного в книге, намного гибче, чем чёткий распорядок. Но в то же время он требует от родителей (чаще от мам) умения быстро перестраиваться и при этом чувствовать себя комфортно. Например, я приготовила на сегодня краски и листы (а еще полночи вырезала кружочки для аппликации), а дочка решила, что она хочет научиться вышивать. Да и прекрасно, но только мне при этом необходимо достать нитки, найти ткань, нарисовать картинку и, самое главное, научить ребёнка обращаться с иголкой. И вот здесь важная задача – сделать всё с удовольствием и порадоваться, что ребёнок решил освоить что-то новое!

Страница из книги "Творческое воспитание"

На мой взгляд, очень важно, чтобы родители, конечно по мере своего творческого восприятия, не просто предлагали варианты занятий. Важно, чтобы они помогали ребёнку видеть прекрасное вокруг себя.

При этом родители должны обеспечивать ребёнка всеми необходимыми материалами для творчества. И не всегда покупными. Возьмите любую коробку и складывайте туда ненужные пуговички, нитки, бантики, шишки, разорванные бусы, ленточки, кусочки красивой ткани, упаковочную бумагу, причудливые палочки, какие-то необычные вещицы – в общем, всё то, что уже не нужно и можно выкинуть. Поверьте, дети с удовольствием сделают из этого что-то невероятное. Так мы с детьми совсем недавно делали картины из бусинок и старых поломанных фоторамок.

Мама может направлять, подсказывать и в то же время давать максимальную свободу ребёнку. И при этом стараться не создавать никаких шаблонов. Иначе, делая всё по шаблонам, ребенок может упустить своё творческое «я».

Как я уже писала, очень опасны в этом отношении наборы для творчества, в которых всё уже готово. Где нужно вырезать, приклеить, раскрасить по картинкам. Я тоже их иногда раньше покупала, и мне действительно кое-что нравилось (песочные картины, например). Но не было в них никакой творческой составляющей. Ребёнок сделал, он знает, как это должно быть, и, что самое неприятное, если у него не получается сделать так, как это должно быть, он расстраивается.

А творчество подразумевает не сделать так, как должно быть, а сделать так, как хочешь ты, так, как нравится только тебе и как ты это понимаешь. А задача родителей в данном случае это принять, порадоваться и сказать, что мой ребёнок делает вот так. И это здорово, что он не делает такой же домик, как у Маши, или такую же машину, как у Пети. Здорово, что ребёнок может собрать кучу палок, принести их домой и что-то придумать из них, потому что у него хватает воображения понять, что это не просто палка, а что-то еще!

Прочитав книгу, мы с детьми выполнили всего несколько мастер-классов. Но при этом придумали еще множество новых. Для многих родителей эта книга может быть своеобразным толчком к осознанию, что творческое воспитание – это просто. Что не нужно иметь много времени, покупать дорогие материалы и постоянно что-то придумывать. Достаточно просто направлять своих детей и проявлять неподдельный интерес к их творческим занятиям. И, конечно, всегда нужно быть готовым погрузиться в этот процесс с таким же энтузиазмом, как и дети.

Купить книгу «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье» можно в интернет-магазине Озон или Лабиринт.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий