Артикуляционная гимнастика для разных звуков

Недостатки произнесения звуков тянут за собой и прочие проблемы, например, замедляется развитие многих психологических функций, появляются коммуникативные сложности. Ребёнок с речевыми расстройствами довольно часто с трудом овладевает письменной речью и чтением.

Вот почему воспитывать чистое выговаривание звуков необходимо, и одним из эффективных инструментов считается артикуляционная гимнастика. Подобные тренировки готовят голосовой аппарат к верному звукопроизношению и избавляют малышей от уже имеющихся патологий.

Требования к проведению гимнастики

Занятия на артикуляцию нужно проводить регулярно, поскольку лишь систематические тренировки приведут к устойчивому и видимому эффекту. Результативность упражнений зависит от соблюдения родителями нескольких важных условий:

  • сначала необходимо рассказать малышу о предстоящем занятии, затем продемонстрировать правильное выполнение, а уже потом непосредственно приступать к отработке;
  • перед малышом ставится зеркальце, чтобы он смог наблюдать за позицией своего язычка;
  • тренировку нужно проводить сидя, у детей прямая спинка, тело расслаблено;
  • ребёнок должен выдерживать правильную позицию языка и губ на протяжении установленного времени (обычно на счёт от 5 до 15);
  • принуждением родители ничего не добьются, тренировка проводится с максимальной эмоциональностью, в игровой форме;
  • важно отслеживать точность и плавность выполнения каждого отдельного упражнения.

Если у ребёнка наблюдаются трудности с реализацией заданий, язычок постоянно дрожит и не может принимать нужную позу, лучше доверить выполнение гимнастики специалисту. Вероятно, дошкольнику потребуется дополнительный логопедический массаж.

артикуляционная гимнастика-1

Комплекс заданий для шипящих звуков (Ч, Щ, Ж, Ш)

Чтобы эти звуки произносились чётко и правильно, необходима достаточно тонкая работа язычка и губ:

  • язык приподнимается к твёрдому нёбу, образуя с ним небольшую расщелину;
  • боковины язычка прижимаются к верхним молярам (коренные зубы);
  • губы вытягиваются, немного округлены;
  • тёплый поток воздуха направляется посередине язычка.

Помочь отработке этих положений артикуляционного аппарата могут следующие задания:

  1. «Забор». Ребёнок улыбается, показывает зубки, удерживает улыбку, пока мама считает до 10.
  2. «Трубка». Ребёнок смыкает губки и вытягивает их вперёд трубкой, удерживая под счёт до 5-10.
  3. «Забор-трубка». Предыдущие упражнения чередуются, каждое из них выполняется под счёт до 10.
  4. «Наказываем непослушный язычок». Ребёнок приоткрывает рот, кладёт язычок на нижнюю губку и, пришлёпывая его, произносит слог пя-пя. Потом нужно расслабить язык и держать его в такой позиции, приоткрыв рот, на счёт от 5 до 10.
  5. «Лопатка». Малыш улыбается, приоткрывает рот, кладёт краешек язычка на нижнюю губку. Удерживать такое положение нужно, пока родитель не досчитает до 10.
  6. «Конфетка». Ребёнок кладёт кончик язычка на губу. Родитель, в свою очередь, помещает на язык небольшой ломтик ириски. Задача малыша – прикрепить конфету к участку нёба, расположенному непосредственно за верхними зубками.
  7. «Гриб». Ребёнок улыбается, показывает зубки, немного приоткрывает рот и, «присосав» язычок к верхнему нёбу, полностью открывает ротовую полость. При этом язычок напоминает грибную шляпу, а уздечка – его ножку.
  8. «Игра в мяч». Малыш улыбается, кладёт передний краешек язычка на нижнюю губу, произносит «ф-ф-ф-ф-ф», сдувая небольшой кусочек ваты с места.
  9. «Сладкое варенье». Малыш немного приоткрывает рот и краешком язычка облизывает верхнюю губу. При этом язык двигается не вправо-влево, а вверх-вниз.
  10. «Гармонь». Ребёнок улыбается, чуточку приоткрывает рот, «приклеивает» язычок к нёбу и пробует закрывать и приоткрывать рот. Связка при этом растягивается, словно гармошка.
  11. «Сдувание». Ребёнок улыбается с открытым ртом, кладёт язычок на верхнюю губу следующим образом: его боковины прижимаются к губе, а середина образует своеобразный жёлоб. Воздушным потоком, идущим по желобку, нужно сдуть кусочек ватки, который предварительно кладут на нос.

артикуляционная гимнастика-2

Комплекс заданий для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)

Произнесение этих звуков требует от ребятишек координированных движений всех частей голосового аппарата:

  • губы растягиваются в улыбке;
  • нижняя челюсть немного опускается, чтобы образовался заборчик с щёлочкой;
  • краешек языка располагается за передними нижними зубами;
  • холодный воздух с силой продвигается по средней части языка.

Артикуляционная гимнастика для тренировки свистящих звуков во многом повторяет упражнения из предыдущего комплекса:

  1. Выполняйте упражнения «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Игра в мяч» так, как описано выше.
  2. «Чистим зубы». Ребёнок улыбается, немного приоткрывая рот и краешком язычка «чистит» нижние зубки, двигаясь язычком справа налево и снизу вверх.
  3. «Лошадка». Ребёнок присасывает язык к нёбу и цокает в замедленном темпе, громко, одновременно растягивая уздечку.
  4. «Сердитая кошка». Малыш улыбается, приоткрывая рот, краешек языка упирает в нижние зубы и одновременно выдвигает язычковую спинку вперёд, затем её опускает, не отрывая краешек язычка от зубов.
  5. «Загоняем мячик в ворота». Ребёнок вытягивает губки трубкой и дует на кусочек ваты, стараясь загнать его в «ворота» (это могут быть кубики). «Ворота» по мере выполнения упражнения нужно отодвигать. Родитель должен следить, чтобы малыш не надувал щёки!

артикуляционная гимнастика-4

Комплекс упражнения для звуков Р, Рь

Правильному произношению этих звуков способствует слаженная работа всех участков и мышц язычка:

  • краешек приподнят к языковым лункам, напряжён и слегка вибрирует;
  • его середина приспущена;
  • боковые стороны прижимаются к верхним коренным зубкам.

Чтобы выработать точные движения, предложите ребёнку выполнить следующие несложные задания:

  1. Повторяйте упражнения «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Гриб», «Гармонь», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанной выше схеме.
  2. «Маляр». Ребёнок улыбается, открывает рот и «гладит» краешком язычка твёрдое нёбо, двигая им вперёд-назад.
  3. «Барабанщик». Малыш улыбается, показывает зубки и стучит краешком язычка за верхними зубами: «д-д-д-д-д». Сперва звуки произносятся в замедленном темпе, затем язык должен работать быстрее.
  4. «Индюшонок». Ребёнок с приоткрытым ртом кладёт краешек язычка на верхнюю губу и поглаживает её из стороны в сторону, постепенно ускоряясь. Должен раздаться характерный звук, похожий на тот, как болбочат индюки.
  5. «Автоматчик». Ребёнок закрывает рот, напряжённым краешком язычка стучит в верхние зубы, при этом следует произносить «т-т-т-т-т», постепенно ускоряя тем.

артикуляционная гимнастика-3

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

Для произношения этих звуков необходима правильная работа всех отделов артикуляционного аппарата:

  • губы улыбаются;
  • зубки смыкаются;
  • краешек язычка приподнимается до упора в верхние зубы, спинка прогибается, а корешок немного поднят;
  • из-за сомкнутых голосовых связок воздушный поток слабый, идёт лишь по боковым сторонам языка.

Чёткому произнесению звуков Л, Ль способствуют следующие упражнения, которые во многом совпадают с заданиями предыдущих артикуляционных комплексов:

  1. Повторите с ребёнком такие упражнения, как «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанному выше алгоритму.
  2. «Пароходик». Ребёнок улыбается, зажимает краешек язычка между зубами, произносит протяжно «ы-ы-ы», однако слышится в этот момент «л».
  3. «Тихое щёлканье». Малыш улыбается, приоткрывает рот и щёлкает краешком язычка за верхними зубками. Только делать это нужно практически беззвучно.
  4. «Часы». Ребёнок улыбается, показывает зубы, высовывает язычок и поворачивает его вправо, удерживая под счёт до 5, потом поворачивает в левую сторону. Мама в этот момент может произносить «тик-так».
  5. «Качели». Малыш улыбается, открывает рот, кладёт язычок за нижние зубки и удерживается до 5, потом поднимает язычок кверху и также держится до 5. Затем положение язычка меняется на счёт 2.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться для ребёнка в ежедневную пытку, поэтому проводить её следует максимально эмоционально, в развлекательной форме. Обязательно повторяйте и закрепляйте ранее пройденные упражнения, следуя важному правилу – из вновь вводимых игр лишь одна должна быть новой. Артикуляцию можно считать усвоенной, если малыш произносит звук без ошибок, автоматически, то есть не нужен контроль родителей.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий