Что такое ОНР

Всё чаще трёхлетним малышам ставится диагноз «общее недоразвитие речи» (ОНР). Звучит заключение внушительно и достаточно неприятно, однако логопеды советуют не впадать в панику.

Если коррекция начнётся в оптимальные сроки, а родители будут соблюдать все предписанные рекомендации, высока вероятность того, что к школьному детству многие симптомы нарушения исчезнут без следа.

Основная информация

Итак, что такое ОНР? ОНР – комбинированная патология, возникающая у детей с сохранной слуховой системой и характеризующаяся несформированностью (либо недостаточной сформированностью) всех составляющих речи, а именно:

  • фонетики;
  • лексического компонента;
  • грамматической стороны;
  • связной речи.

Многокомпонентность – главное условие для постановки диагноза ОНР. Допустим, ребёнок нечётко выговаривает некоторые звуки, однако, его словарный запас соответствует возрастным нормам, а фразы выстроены правильно. Эта проблема не относится к ОНР.

Рассмотрим следующую ситуацию: малыш говорит вполне отчётливо, плохо выговаривает лишь 2-3 звука, однако его словарь минимален, слова во фразах не согласованы, предлоги употребляются неверно. В этом случае постановка диагноза ОНР вполне оправдана.

chto-takoe-onr

Довольно-таки часто родители интересуются, почему в поликлинике доктор ставит диагноз «дизартрия», а детсадовский логопед говорит об общем недоразвитии. Никаких противоречий здесь не наблюдается. ОНР – это «вердикт» педагога, описывающий неразвитость конкретных составляющих речи, доктор же ставит диагноз в соответствии с клинической типологией.

К примеру, итоговое заключение в логокарте трёхлетки может выглядеть следующим образом: ОНР (в скобках ставится степень расстройства), смешанная алалия (отсутствие речи).

Степени нарушения

Малыши с ОНР – неоднородный «коллектив». Этот диагноз ставится как практически неговорящим трёхлеткам, использующим в разговоре лишь лепетные слова, так и ребятишкам с нарушением произношения звуков и неразвитостью активного и пассивного словарей.

Чтобы более точно и конкретно представить языковые трудности малыша и уточнить специфику помощи, специалисты выделяют несколько степеней ОНР. Без конкретизации подобный дефектологический диагноз попросту теряет всякий смысл.

Первый уровень

Это самый серьёзный уровень языкового развития. О таких малышах говорят – «безречевые». Их языковой «репертуар» ограничивается лепетом или двуслоговыми словами. Фраз нет, вместо них дети могут одним словом описывать широкий круг явлений. К примеру, «пи» может означать мышь, голубя или желание попить воды.

Остальные симптомы ОНР I степени:

  • дети активно применяют мимику и жесты, но их смысл понятен лишь близким родственникам;
  • словарный запас, активный и пассивный, крайне ограничен (хотя мамочки обычно утверждают, что малыш понимает всё, но не разговаривает);
  • малыш не всегда осознаёт смысл сказанного другим человеком, поскольку нарушено фонематическое восприятие;
  • артикуляция затруднена, произносимые ребёнком звуки трудно различить.

Помимо этого, ребятишки не в полном объёме воспринимают сведения об окружающем мире, что существенно притормаживает языковое и общее психическое развитие.

obshhee-nedorazvitie-rechi-u-detej

Второй уровень

У ребёнка с подобным диагнозом речь немного усложняется – появляются фразы. Безусловно, они крайне примитивны, ошибочны, зато малыш объединяет 2-3 слова по смыслу в простые конструкции.

Грамматика не сформирована, поэтому ребятишки неверно используют падежи, не способны согласовывать части речи, заменяют практически все предлоги на общий обезличенный. Например, «а тое» означает «на столе», «а ицу» нужно понимать, как «на улицу».

Кроме того, у малышей со II уровнем ОНР обнаруживаются и такие особенности, как:

  • частые замены звуков (менее грубые и не столь «тотальные», как в предыдущем случае);
  • нарушение организации слогов (сокращение их количества, перестановка, «потеря» звуков в стечениях);
  • ограниченный словарь, поэтому ребёнок не называет цвета, детёнышей птиц и зверей.

Третий уровень

Дети пользуются довольно развёрнутыми фразами, однако предпочитают применять максимально простые конструкции. В целом же понимание и «пользование» речью приближается к нормативным показателям. Остаются следующие проблемы:

  • ребёнку трудно понимать и усваивать усложнённые грамматические конструкции (фразы с причастиями и деепричастиями);
  • имеются проблемы с установлением причинно-следственных связей;
  • невзирая на увеличение словаря, малыш предпочитает употреблять больше существительных и глаголов;
  • малыши нередко ошибаются при употреблении предлогов (поднять со стола = поднять из стола);
  • «страдает» согласование слов во фразах, процесс образования и изменения слов (пять стулов, волчиный хвост и пр.);
  • звукопроизнесение нарушено, но не столь критично, главная ошибка – недостаточное различение шипящих и свистящих звуков.

chto-takoe-obshhee-nedorazvitie-rechi

Четвёртый уровень

Эта степень недоразвития отличается менее выраженными проблемами во всех компонентах речи. Малыш не всегда способен провести звуковой анализ слова, затруднено произнесение многосложных слов, имеются ошибки при образовании и изменении словесных конструкций.

Словарный запас у ребёнка приближается к оптимальным показателям, но нередко малыш употребляет слова, не понимая их значения. Также не всегда доступен смысл поговорок и шуток. При пересказе малыш испытывает проблемы с логикой сюжета, может пропускать важные моменты и останавливаться на несущественных деталях.

Прогнозы и последствия

ОНР препятствует естественному развитию детей и усвоению ими программы образовательного учреждения. В случае несвоевременной коррекции вероятно возникновение дислексии и дисграфии, в особо тяжёлых ситуациях ученик вообще не способен усвоить школьный курс.

Детсадовцам с общим речевым недоразвитием (I-III степени) показано посещение логопедических групп и занятия со специалистом. Ребёнок с четвёртой степенью ОНР может заниматься и в логопункте, однако, занятия с дефектологом также обязательны.

Дети с невыраженными речевыми патологиями обычно проходят обучение в массовых школах, дополнительно посещая логопеда. В случае тяжёлого недоразвития речи консилиум может принять решение о переводе ученика в учреждение V вида («речевая» школа).


Успешность коррекции ОНР зависит от ряда факторов: причины и степени расстройства, наличия других патологий, возраста, в котором было диагностировано нарушение и начата восстановительная работа. Вот почему специалисты настоятельно рекомендуют прислушиваться к собственному ребёнку и при малейших сомнениях обращаться за консультацией к логопеду.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий