1. Главная
  2. Логопедия
  3. Формирование правильной речи у ребёнка: советы родителям

Формирование правильной речи у ребёнка: советы родителям

Речевая функция у ребёнка теснейшим образом связана с прочими психическими процессами. Так что любое языковое нарушение в определённой степени тормозит психическое развитие и интеллектуальные навыки ребёнка.

Задача родителей по формированию правильной речи у малыша не сводится лишь к отслеживанию звукопроизношения. Всё намного сложнее, поскольку взрослым важно помогать детям говорить грамотно, красиво, выразительно, чисто, использовать правильные речевые обороты и выражать собственные мысли.

Советы специалистов помогут родителям сформировать правильную речь у ребёнка и придать дополнительный стимул развитию психики.

Где отыскать время для речевого развития?

Подобные вопросы возникают у многих мам, руководствующихся принципом раннего обучения ребёнка. Современные родители всё чаще стремятся чуть ли не с пелёнок усадить кроху за учебные пособия, развивая тем самым математические знания, кругозор, художественные способности и грамоту.

Формирование правильной речи у ребёнка советы родителям

Сейчас развитие речи воспринимается как целенаправленные и организованные занятия с ребёнком. А это подразумевает, что взрослым необходимо к ним подготавливаться, изыскивать свободные минуты, изучать специальную литературу. Неудивительно, что мама опускает руки и даже не представляет, что нужно делать.

А между тем немногие родители понимают, что обыденное взаимодействие с ребёнком во время приёма или приготовления пищи, укладывания в кроватку, гуляния на свежем воздухе, уборки комнаты, путешествия в транспортном средстве – это и есть самое настоящее и полноценное речевое развитие!

Специалисты подсчитали, что порядка 80-90% нужных языковых умений можно привить без особых временных затрат в ходе обычного общения с ребёнком. Подобный детско-родительский диалог является своеобразной основой, отсутствие которой не позволит взрослым сформировать правильную речь в детском возрасте.

Учитываем возрастной принцип

Речевое развитие ребёнка начинается ещё до его появления на свет. Мудрые мамы все девять месяцев беременности общаются с будущим малышом, делятся различными впечатлениями, поют колыбельные и просто разговаривают.

После рождения ребёнок начинает активно развиваться, совершенствуются и его языковые умения. Что рекомендуют логопеды и психологи для формирования правильной речи?

  1. Общайтесь с новорождённым малышом. Учёные установили, что гуление и лепет возникает даже у глухих детей. Причём гулят и лепечут малыши всех рас и национальностей в один и тот же возрастной период – примерно в 2-5 месяцев. Однако если родители не разговаривают с крохой, первые речевые навыки угасают. Задача мамы – адекватно реагировать на детскую инициативу, разговаривать с ребёнком, произнося слова чётко и медленно, чтобы малыш смог уловить звуки, интонацию и даже мамино настроение.
  2. Приучайте к твёрдой пище. Кажется, что знакомить ребёнка с твёрдыми пищевыми продуктами можно в любом возрасте, поскольку умение пережёвывать якобы никак не связано с правильной речью. Это опасное заблуждение. Если ребёнку после года давать только протёртое пюре, у него возникнут серьёзные проблемы с речью, поскольку для нормального произношения необходимо уметь управлять челюстной мускулатурой и правильно дышать. Именно это и происходит при разжёвывании твёрдых продуктов, в результате чего этот процесс становится своего рода «артикуляционной гимнастикой» для младенца.
  3. Называйте предметы и действия. Приблизительно в 12 месяцев ребёнок приобретает замечательную привычку указывать пальчиком на разные вещи, привлекая тем самым родительское внимание. Мама должна в этот момент назвать предмет или действие: «это шкаф», «собака лает», «кукла лежит», «котёнок прыгает» и пр. Совсем скоро малыш начнёт повторять слова, точнее слоги или сочетание звуков – «ма», «па», «киса». Это нормальный период, когда кроха словно пробует «на вкус» новые языковые ощущения.
Читайте также:  Как научить ребёнка засыпать самостоятельно? Личный опыт

Формирование правильной речи у детей

  1. Побуждайте к общению. Некоторые малыши в полтора и два годика даже не пытаются говорить, используя лишь жесты, поскольку взрослые понимают каждый взмах их пальчика. Чтобы разговорить молчунов, используйте приём «непонимания ребёнка», или провоцирование ситуации говорения. К примеру, разложите на столе различные фрукты и спросите: «Что ты хочешь? Яблоко? Да? Нет? Грушу? Да? Нет?» Если он продолжает показывать пальчиком, давайте неправильный фрукт, чтобы ребёнок пытался сказать вам, такой непонятливой мамочке, что ему нужна именно груша. Сперва произнесённое слово будет неполным, зато это уже говорение, а не просто «указующий перст».
  2. Формируйте и обогащайте словарный запас. Первоначальная задача – формирование пассивного словаря, активный подключится немного позже (после 2-2,5 лет). Отдавать предпочтение нужно именно обычному вашему взаимодействию с ребёнком. Во время прогулки показывайте и называйте воробья, голубя, ворону, обязательно обобщая – «это птицы». Готовя обед, перечисляйте все овощи (обобщающее понятие), которые вы кладёте в суп: картофель, томат, лук, капуста и т.д. Если есть свободные минутки, поиграйте с малышом в лото или детское домино, а вот от развивающих компьютерных игрушек стоит воздерживаться.
  3. Развивайте крупную и тонкую моторику. Не следует перескакивать этап формирования общей моторики, переходя сразу же на мелкие движения пальчиков. Любопытно наблюдать, как родители пытаются научить кроху шнуровать ботинки, если тот даже не умеет спускаться по лестнице. Поэтому приучайте к велосипеду, плаванию, чаще прогуливайтесь пешком и ходите по лесенкам. Из пальчиковых игр и упражнений специалисты особо выделяют потешки, занятия с крупами, конструирование, мозаику и различное рукоделие.
  4. Больше читайте. После 3 лет дети испытывают особую тягу к книжкам. Этим и нужно воспользоваться для формирования правильной речи. Читайте и перечитывайте подходящие по возрасту сказочные истории или стихотворения, задавайте вопросы по тексту или иллюстрациям, предлагайте пересказывать содержание прочитанного рассказа (малышам постарше).
Читайте также:  Развивающие и логические игры для детей-погодок

Формирование правильной речи у ребенка

Развитие грамматического строя и звукопроизношения

Формирование правильной речи невозможно без обучения ребёнка конкретным грамматическим принципам и правилам, которые присущи русскому языку.

  1. В обыденном общении чётко проговаривайте окончания словесных конструкций, чтобы малыш с первых месяцев жизни слушал, как могут изменяться слова:
    • по падежам («подойди к мамочке», «подними машинку»);
    • в роде («кошка чёрная», «заяц белый»);
    • в числе («собака – собаки»).
  1. Родители не должны забывать чётко произносить предлоги, выделяя их интонационно: «Клади в ящик, возьми из ящика».
  2. Процесс образования слов можно показать на примере уменьшительно-ласкательных конструкций: «кошка – кошечка», «мяч – мячик», «пёс – пёсик» и пр.

Естественно, следует отказаться от любых оскорблений, вульгарных и «некрасивых» выражений, которые не только уродуют вашу речь, но и с лёгкостью проникают в словарный запас малыша, любящего перенимать взрослые привычки.

Ещё одна немаловажная цель – сформировать произносительную сторону речи через артикуляционную гимнастику и развитие речевого дыхания. Для чёткого произношения звуков необходимо регулярно тренировать губы и щёки с помощью таких упражнений перед зеркалом, как:

  • надуванье и сдувание щёк, шлёпанье по ним кулачками для выхода воздуха;
  • имитирование поцелуя с втягиванием щёчек и характерным звуком;
  • растягивание губ в улыбке «до ушей» (следите, чтобы не было видно зубов);
  • вытягиванье губ вперёд трубочкой и пр.

Не забывайте и о развитии речевого дыхания с помощью специальных упражнений. Например, научите ребёнка выдувать мыльные пузыри, свистеть в дудку или свисток, дуть на лёгкий пинг-понговый мячик, ватный шарик или ёлочный дождик.

Дыхательные упражнения

Общие рекомендации по формированию правильной речи

Чтобы добиться от ребёнка чёткого произношения и выразительной грамотной речи, соблюдайте несколько несложных рекомендаций от специалистов:

  • побуждайте малыша проявлять большую речевую активность – на каждое ваше предложение должно приходиться приблизительно 5 предложений ребёнка;
  • не старайтесь мгновенно давать ответы на детский вопрос, поначалу предложите малышу немножко подумать, пофантазировать и выразить своё собственное мнение (пусть даже оно будет неверным);
  • не искажайте слова в разговоре с малышом, откажитесь от сюсюканья, использования в беседе так называемых детских словечек – «бибика», «холёсенький» и т.д.;
  • не передразнивайте ребёнка и тем более не наказывайте за неправильно произнесённые слова;
  • не включайте ему мультики, в которых главные персонажи предпочитают шепелявить, картавить или намеренно коверкают слова (так вы избежите негативного подражания).
Читайте также:  Как все успевать? Режим дня для мамы детей-погодок

Правильная речь – не особый талант, а следствие целенаправленной работы, прежде всего, родителей. Вот почему на каждом этапе речевого развития малышу необходимы внимание и поддержка мамы и папы, поскольку формирование языковых навыков ни в коем случае не следует пускать на самотёк.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Предыдущая запись
Дыхательные упражнения для развития речи детей
Следующая запись
Нарушения письменной речи и чтения. Причины и признаки

Читайте также:

1 комментарий. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес e-mail.

Меню