Игры для формирования правильного речевого выдоха:
- «Футбол». Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты в импровизированные ворота.
- «Буря в стакане». Дуем через трубочку в воду в стакане.
- Мыльные пузыри. Дуем сначала сами, а потом предлагаем ребёнку.
- «Загадай желание». Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых.
- «Бумажные бабочки/птички/тучки на ниточке». Делаем и дуем на них.
- «Большое плавание». Делаем кораблики из подручных средств и запускаем их в тазике, в ванной, в луже, в реке и дуем в паруса.
Игры для укрепления мышц речевого аппарата:
- «Поцелуй». Вытягивает губы трубочкой, как будто хотим поцеловать кого-то.
- «Улыбка». Широко улыбаемся друг другу.
- «Озорной язычок». Дразнимся языками.
- «Заборчик». Показываем сомкнутые зубки.
- «Хомячок». Надувает щеки как хомячок, а потом лопаем их ладошками.
Игры для развития звукоподражания:
- Как машина едет? Би-би-би!
- Как самолёт гудит? У-у-у!
- Как собачка лает? Гав-гав!
- Как коровка мычит? Му-му-му!
- Как поезд гудит? Ту-ту!
- Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Игры с использованием детских музыкальных инструментов:
- Деревянные ложки, барабанные палочки (Тук-тук-тук)
- Колокольчики (Динь-динь)
- Маракасы (Ш-ш-ш)
- Бубен (Бум-бум-бум)
Песенки-звукоподражания:
- «У бабушки Натальи было 7 утят»
- «Ква-ква, так говорит лягушка»
Игры для расширение пассивного словаря:
- «Платочек». Прячем игрушку под платочек, ребёнок поднимает его, а взрослый называет.
- «ДАЙ». По просьбе мамы/папы/педагога ребёнок дает игрушку заданного цвета, формы или размера.
- ПОКАЖИ! Педагог/значимый взрослый просит показать конкретную игрушку среди нескольких знакомых ребёнку.
- «Сортировка (цвет, форма, размер). Например, Жирафу собираем красные шарики, а черепах — желтые).
- «Сенсорная коробка» Ищем спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Это лишь часть игр и упражнения, которые помогают малышам заговорить быстрее. Детям очень нравятся и имеют большое значение игры на развитие мелкой моторики, потешки, чтение книг (рассматривание картинок).
Важно помнить, что речь взрослого/педагога в процессе общения должна быть эмоциональна окрашена, а ребёнок увлечён игрой. Не стоит перегружать малыша. Лучше говорить простыми короткими фразами. Постоянно комментировать свои действия и действия ребёнка. Оставлять пространство для ответа малыша.