Использование инструментов прикладного анализа поведения (АВА) для формирования мотивации детей с СДВГ на логопедическом занятии

В самом начале логопедического обучения дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы. Эти внешние поведенческие проявления предполагают построение логопедического занятия особым образом. У детей должна быть высокая мотивация к выполнению логопедических заданий, многие из которых построены на многократном повторение материала.

Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной деятельности. На логопедических занятиях мотивация ребёнка к деятельности по коррекции собственных речевых нарушений играет важную роль как в процессе, так и в результате коррекционной работы.

Прикладной анализ поведения – это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Ошибочно считать, что данный метод применим только для детей с аутизмом, ведь АВА – терапия основывается на принципах формирования поведения всех живых организмом.

Именно мотивация становится той движущей силой, которая побуждает ребёнка проявлять навык снова и снова. А подкрепление раз за разом создаёт условия для того, чтобы внутренняя мотивация стала сильнее, чем внешняя.

Использование инструментов прикладного анализа поведения (АВА) позволяет мотивировать ребенка с СДВГ выполнять предлагаемые задания. Работать более эффективно и, соответственно, получать лучшие результаты.

Элементы АВА – терапии, которые я применяю на логопедических занятиях:

  1. Мотивационные стимулы.
  2. Доска выбора подкрепления.
  3. Визуальная поддержка

    3.1. Индивидуальный структурированный сет (визуальное расписание)

    3.2. Планшет «Сначала —  потом»

    3.3. Визуальные сигналы

  1. Жетоны.

Мотивационные стимулы

Чтобы ребёнок активно сотрудничал на логопедических занятиях необходимо выяснить, что он любит, какие у него мотивационные стимулы. В качестве мотивационных стимулов могут быть (игрушки, различные угощения, сенсорные ощущения и предметы для аутостимуляции, а также формы социального взаимодействия (похвала, объятия).

Доска выбора подкрепления

На доске выбора подкрепления находятся все мотивационные стимулы. Перед занятием ребёнок выбирает, что хочет получить в качестве награды за хорошо выполненные задания и прикрепляет эту карточку в своё визуальное расписание.

Визуальная поддержка

  1. Индивидуальный структурированный сет (визуальное расписание).
  2. Планшет «Сначала — потом».
  3. Визуальные сигналы, запрет на определенное поведение.

3.1. Индивидуальный структурированный сет (визуальное расписание) на занятиях, нужен для того чтобы ребенок видел сколько заданий ему осталось выполнить чтобы пойти на перемену.

3.2. Планшет «Сначала —  потом», когда ребенок отвлекся от занятия или началось нежелательное поведение, я перенаправляем внимание ребенка на планшетку, и проговариваем сначала занятия потом поощрение.

3.3. Визуальные сигналы, запрет на определенное поведение (например, не кричать, а сказать спокойно)

Жетоны

Жетоны — это универсальная система поощрений, и использовать ее для обучения можно вне зависимости возраста или развития ребенка. Естественно, нужно выбирать количество жетонов на основе индивидуальных потребностей ребенка, но понять, что нужно собрать определенное количество жетонов для того, чтобы получить приз — может практически каждый ребёнок.

Эта система используется как метод закрепления определённого поведения или увеличения частоты его проявления.

Она обеспечивает положительное подкрепление для ребёнка с помощью жетонов, которые выдаются ему после выполнения определённых задач или демонстрации им желаемого поведения. Так как способом «оплаты» за выполненные задачи являются жетоны, дети могут использовать эти жетоны для осуществления желаемых действий или получения доступа к определённым предметам.

 Жетоны могут быть самыми разными. Они могут быть прочными и долговечными (например, магниты на металлических планшетках, заламинированные карточки на липучке), и одноразовыми (например, наклейки).

Жетоны Жетоны

В заключение можно отметить, что инструменты Прикладного анализа поведения помогают повысить мотивацию детей с СДВГ на логопедических занятиях. Снижается уровень тревожности, благодаря четкому пониманию, как построено занятие, сколько предстоит логопедических заданий. Уменьшается частота нежелательного поведения, благодаря визуальной поддержке. Дети учатся быть более самостоятельными, учатся организовывать свой досуг используя Доску выбора подкрепления.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий