Проект учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Лексические жетоны»

Речь имеет особое значение в жизни человека. Развитие речи напрямую связано с формированием основных психических функций, познавательных процессов и личности в целом. Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это одна из наиболее многочисленных категорий детей с ОВЗ дошкольного возраста. Проблема речевого развития детей с тяжёлыми нарушениям речи дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как количество таких детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, увеличивается с каждым годом.

Изучением особенностей развития детей с тяжёлыми нарушениями речи занимались такие отечественные учёные, как А. Л. Битова [1], Л. С. Сековец [4], Л. И. Разумова [5], Л. В. Лопатина [3], Ю. Ф. Гаркуша [2] и другие учёные и практики. В своих исследованиях они выявили множество проявлений тяжёлых нарушений речи, сочетающихся с психопатологическими и невропатологическими синдромами.

Тяжёлое нарушение речи (ТНР) — это собирательный диагноз, который включает в себя целый ряд логопедических и медицинских заключений.  Дети дошкольного возраста с ТНР испытывают трудности при формировании звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи.

В работе с детьми с ТНР необходимо учитывать их индивидуальные особенности: низкую познавательную активность и мотивацию к обучению, повышенную истощаемость. У них возникают трудности при воспроизведении собственных мыслей, пересказе, в общении со сверстниками. Это обусловлено, в первую очередь, нарушением лексического строя речи. Расширение лексического словаря – одна из важнейших задач коррекционной работы с данной категорией детей.

Цель данной статьи – представить разработку проекта «Лексические жетоны», элементы которого были частично внедрены в работу с дошкольниками с ТНР в 2023 учебном году.

Изучение лексических тем в компенсирующей группе для детей с ТНР осуществляют воспитатели в рамках образовательной деятельности «Развитие речи» и учитель-логопед на коррекционных занятиях по развитию речи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это дети, которым в силу своих индивидуальных особенностей требуется больше времени на усвоение и отработку лексических тем. А при нерегулярном посещение детского сада по болезни или семейным обстоятельствам, проблема усвоения лексического материала становиться ещё актуальнее.

По этой причине в 2023-2024 учебном году учителем-логопедом и воспитателями МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10» г. Воронежа был разработан проект совместной коррекционно-образовательной деятельности «Лексические жетоны». В основе проекта — необходимость дополнительного закрепления и обобщения материала по лексическим темам в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (12 человек, возраст 5-6 лет). Вместе с тем актуальность и практическая значимость проекта  обусловлена недостаточным уровнем лексического развития (номинативный, предикативный, атрибутивный словарь) в силу особенностей детей с ТНР .

Подготовка к проекту:

  1. Диагностика детей с ТНР. В начале учебного года воспитатели проводят мониторинг уровня психофизического развития воспитанников по Н. В. Верещагиной, нас интересует — образовательная область «Речевое развитие». Логопед использует речевую карту для проведения обследования в старшей группе Е. В. Мазановой, блок 9 «Исследование словаря и навыков словообразования».
  2. Обсуждение с воспитателями компенсирующей группы для детей с ТНР результатов диагностики в рамках обследования лексики.
  3. Выявление основных трудностей при изучении материала по лексическим темам (словарь и обобщение).
  4. Разработка «Лексических жетонов».
  5. Планирование занятий воспитателями и учителем-логопедом.

В процессе обсуждения мы обозначили пункты, на которые необходимо обратить внимание при дополнительном закрепление лексического материала: пополнение активного словаря, обобщение. Нам было очень важно не увеличивать время занятий и не включать в расписание новых.

В ходе обсуждения, мы решили ввести дополнительное закрепление и обобщение лексических тем на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, но, не добавляя новые упражнения и игры, а встроив в структуру занятия.

За основу я взяла жетонную систему из поведенческого анализа, которую использую на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Ребёнок выполняет все задания, собирает жетоны и получает в конце занятие поощрение (игру). Использование жетонной системы помогает повышать у детей мотивацию к занятиям, а также снимает тревожность (дети знают, сколько нужно выполнить заданий, чтобы получить приз).

Соединив жетоны и лексические темы, мы получили «Лексические жетоны».

«Лексические жетоны» — это различные пособия по лексическим темам. Они могут быть сделаны самостоятельно, либо выбираться из уже имеющихся. Мы комбинируем эти варианты. Но всегда на новую тему использую пособие (жетоны), которое ребёнок ещё не видел, чтобы был «Сюрпризный момент».

Идея проекта: использовать «Лексические жетоны» на логопедических занятиях для уточнения, закрепления и обобщения лексического материала, пройденного в рамках НОД Развитие речи по лексическим темам детского сада.

Цель: закрепить и обобщить знания по лексическим темам детского сада, полученные в НОД Развитие речи.

Задачи:

  1. Многократное повторение и обсуждение одной лексической темы в течение недели на занятиях с воспитателем и учителем – логопедом.
  2. Активизация словаря по пройденным лексическим темам.
  3. Закрепление навыков обобщения лексического материала.
  4. Формирование лексико-грамматических категорий.
  5. Формирование связной речи.
  6. Закрепление темы не через увеличение количества заданий (времени), а через внедрение «Лексических жетонов» и их интеграцию в структуру занятия.

Реализация проекта: 2023 – 2024 учебный год.

Целевая аудитория проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

География проекта: группа компенсирующей направленности для детей с ТНР в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10», г. Воронеж.

Ожидаемые результаты: более эффективное усвоение материала по лексическим темам детского сада (активизация словаря, обобщение) через многократное уточнение, закрепление и обобщение на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Например, для лексической темы «Сад — огород» мы используем в качестве «Лексических жетонов» деревянное лото на данную тематику. Ребёнок в начале занятия выбирает шесть квадратиков  — жетонов. Количество жетонов равно количеству заданий в рамках занятия. После выполнения каждого занятия  ребёнок получает один жетон и говорит, что на нём нарисовано. Например, на квадратике — жетоне изображён помидор. Следовательно, ребёнок называет что это, является ли он фруктом или овощем, какого цвета, где растёт. Затем, кладет в стакан с овощами или фруктами. Когда ребёнок соберёт все жетоны, мы ещё раз проговариваем где фрукты, а где овощи (и их называем). Если ребёнок затрудняется, можно помочь ребёнку подсказами (вербальными, жестовыми). После того, как выполнены все задания и собраны все жетоны, ребёнок получает награду в виде игры (выбирает сам).

Для того чтобы понять, эффективен ли наш проект, мы решили количественно оценить показатели. В начале года (сентябрь 2023 года) была проведена диагностика воспитателями и учителем-логопедом в двух группах компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего возраста (5-6 лет). В одной группе в течение года будут проводиться логопедические занятия с использованием «Лексических жетонов». В конце учебного года (май 2024 года) будет проведена аналогичная диагностика воспитателями и учителем – логопедом в двух группах. Мы предполагаем, что в контрольной (где использовались «Лексические жетоны») группе динамика усвоения лексического материала по лексическим темам детского сада (активизация словаря, обобщающие категории) будет выше.

Таким образом, можно сделать вывод, что проект «Лексические жетоны» для детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10»  имеет большое значение. Мы считаем, что необходимо продолжать его внедрение и в других компенсирующих группах для детей разных нозологических нашем детском саду для их успешного речевого развития!

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий