Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.
Правильность и успешность усвоения речевых умений зависит во многом от окружающей среды и особенностей воспитания в семье и образовательных учреждениях. Сегодня мы поговорим о том, какие этапы речевого развития существуют, а также узнаем нормативные сроки, соответствующие каждому возрастному периоду.
Роль речи в психологическом развитии ребенка сложно переоценить. Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:
- у малыша замедляется формирование познавательных процессов;
- развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка);
- появляются сложности с усвоением школьных умений – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость.
Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения детьми правил родного языка и нормы формирования речевых умений.
Основные этапы развития речи
Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.
- Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
- крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
- гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
- лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.
- Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.
Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.
С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).
К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.
- Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.
Нормы развития речи по возрастам
Всё ли в порядке? Этим вопросом задаются многие мамы, переживая, что малыши говорят мало слов, их речь невнятна и т.д. Предлагаем границы нормального речевого развития, с помощью которых вы сможете отслеживать формирование языковых навыков у своего чада.
В 6 месяцев младенец:
- воспроизводит звуки с интонацией;
- реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
- интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
- реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.
В 12 месяцев малыш:
- использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
- следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.
В 18 месяцев дети:
- имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
- в речи часто используют эхолалию – повторяют услышанную фразу снова и снова;
- показывают одну из частей тела по просьбе родителей («Где носик?»);
- эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке.
В 2 года ребенок:
- называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
- составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
- показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
- может использовать в речи до 150-300 слов;
- знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
- пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).
В 3 года дети:
- обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
- начинают применять множественное число существительных;
- знают основные части тела и могут их показать и назвать;
- используют союзы «если», «когда», «потому что»;
- называют свой пол, имя и возраст;
- понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
- понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.
В 4 года малыши:
- используют в речи до 2000 слов;
- меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
- отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
- иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
- задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
- говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».
В 5 лет ребенок:
- расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
- может составить рассказ по картинке;
- применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
- использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
- разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
- чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.
В 6-7 лет дошкольники:
- используют в речи от 3500 слов;
- разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
- склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
- любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.
Если вы отметили, что речевое развитие вашего чада значительно отстает от примерных ориентиров нормального формирования речи, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.
Также вас должно насторожить, если ребенок:
- в трехмесячном возрасте не поворачивается, когда к нему обращается мама или папа;
- в полгода не реагирует на интонационно окрашенную речь, не оборачивается к источнику звука, в лепете отсутствуют звуки «м, б, п»;
- в годик не понимает слова, которые взрослые часто употребляют в речи, не реагирует на собственное имя, для привлечения маминого внимания использует лишь плач;
- в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
- в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
- в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.
В раннем и особенно дошкольном возрасте происходит активное развитие речи у детей, которое влияет на совершенствование всех психических процессов. Вот почему так важно иметь представление о нормативных сроках усвоения ребенком речевых навыков. Конечно, каждый малыш индивидуален, однако знание норм и этапов развития речи поможет вам вовремя обратиться к специалисту в случае обнаружения каких-либо проблем.
Хороший материал, и выложен в доступной форме. Для ориентировки информации вполне достаточно. Я начала переживать, что ребенок плохо говорит в 2 года. Меня успокаивали окружающие, списывали на особенности развития. Хорошо, что я пошла на прием к специалисту, и вовремя проколола Кортексин. В противном случае ждать, что проблема решится самостоятельно, можно было очень долго.
Здравствуйте. Я тоже искала, как должен говорить ребенок в норме 4 лет, у самой есть сын маленький. У вас отлично описаны нормы.
Очень рада что посетила сайт))
Спасибо авторам блога, очень полезный материал, как для родителей так и для воспитателей. Развитие речи, я считаю сейчас это самый больной вопрос. Дети в основном логопаты и работа воспитателей в последнее время усложнилась, всем родителям и воспитателям нужно уделять речи, как можно больше внимания и времени.
Татьяна, спасибо вам за комментарий. Полностью согласна с вами!