Сколько карманных денег давать ребенку

В определённый момент мамы и папы начинают воспитывать финансовую грамотность ребёнка, выдавая ему конкретные суммы. Но одновременно перед родителями встаёт вопрос, сколько карманных денег предоставлять сыну или дочке. Ведь если дать много наличных, чадо потратит их на что-то несущественное либо вредное. Если выдать мало, ребёнок станет ощущать себя ущемлённым по сравнению с более состоятельными ровесниками. Где же находится золотая середина? Какая сумма оптимальна для карманных расходов? Важно учитывать несколько факторов.

Проблемы формирования отношения к деньгам

На сегодняшний день успешность для многих людей означает большое количество денежных знаков, которое можно потратить. Телевизионные передачи, сериалы, газетные страницы и рекламные плакаты – везде мы слышим и видим одно и то же: необходимо что-то покупать, чтобы казаться современным.

Вот люди и покупают новые автомобили, бытовые устройства, электронные и мобильные гаджеты, даже если они не нужны. Почему так происходит? Без этих приобретений человек начинает ощущать себя чуть ли не изгоем, опасаясь, что окружающие станут воспринимать его бесперспективным, скучным неудачником.

Разумеется, всё это замечают и ребятишки. Перед их глазами находятся ненужные приобретения родителей, навязчивая реклама, призывающая к неумеренному потреблению. Неудивительно, что с младых ногтей ребёнок начинает относиться к деньгам, как к единственной возможности проявить себя, стать успешным и независимым.

Вот почему у детей возникает ранняя потребность в личных денежных средствах, которые добавят ему авторитетность и престиж среди приятелей и одноклассников. Одновременно у взрослых появляется вопрос, когда можно предоставлять ребёнку карманные деньги и сколько именно наличных позволительно тратить в детском возрасте.

Постараемся ответить на эти и подобные вопросы, чтобы разобраться, каким образом вести себя родителям, которые пытаются и финансовую грамотность привить, и минимизировать расходы. Возможно ли это вообще?

Оптимальный «денежный» возраст

Вопрос, когда именно воспитывать финансовую грамотность, достаточно неоднозначный. Психологи рекомендуют знакомить детей с деньгами в трёх-четырёхлетнем возрасте в игровой деятельности: вместе с ребёнком нужно собирать, менять, пересчитывать банкноты и монеты.

Также следует обращать детское внимание на то, каким образом и где хранятся наличные (кошелёк, копилка, бумажник). Обязательно нужно рассказывать, что родители получают заработную плату не за «красивые глазки», а за выполненную деятельность, причём часто труд бывает тяжёлым.

Четырёхлетние дети уже должны понимать, что игрушки и вкусности не берутся из воздуха. Необходимо обучать ребёнка ограничивать собственные желания и выделять самые важные задачи. Чтобы он понял, как копятся деньги, стоит приобрести копилку и вместе складывать туда монетки для дальнейшего приобретения вожделенной игрушки.

Шестилетнего ребёнка нужно привлекать к магазинным «путешествиям». Специалисты советуют вместе составлять перечень покупок, в супермаркете нужно обращать детское внимание на ценники. Предлагайте ему самостоятельно расплачиваться за приобретённую вещь и получать от кассиров или продавцов сдачу.

С 7-8-летнего возраста ребёнок уже обычно способен сам распоряжаться малыми денежными средствами. Хорошо, если он уже умеет считать, складывать и вычитать в уме, знает, как выглядят и где хранятся деньги (банкноты и монетки разного достоинства, кредитные и банковские карточки).

Сколько денег давать ребёнку?

Имеются различные мнения по данному вопросу. Так, в отдельных государствах размер наличных для ребятишек определяется законодательством. В России решение подобного вопроса отдаётся на откуп родителям, так что именно они сами и должны определять конкретную сумму. На размер «денежного пособия» влияет несколько факторов.

  1. Финансовый статус семьи. Удивительно, но многие мамы и папы среднего и небольшого достатка нередко выдают своим чадам гораздо большие суммы, чем богатые родители. Причина – боязнь ущемить ребёнка. Это не самая разумная политика, ведь нужно учитывать свои возможности. Наличных должно хватить на школьный завтрак, транспортные и телефонные расходы. Всё остальное оговаривается отдельно.
  2. Индивидуальные особенности ребёнка. Стоит учитывать возраст и личность детей, ведь эти факторы влияют на умение распоряжаться деньгами. Так, тинейджеры обычно разумнее тратят наличные, чем первоклашки. Однако все ребятишки разные: один уже во втором классе экономит, другой и в 15 лет разбрасывается деньгами.
  3. Опрос родителей ровесников. Ещё один способ – поспрашивать у мам одноклассников, сколько те выдают своим детям на мелкие расходы. Однако следует осторожно относиться к данному методу. Да, будет интересно установить усреднённую сумму, но не нужно тянуться до заоблачных высот. Важно объяснять ребёнку, что денежные знаки – не мерило любви и значимости.

Кроме того, необходимо понимать, что денежные расходы будут увеличиваться с возрастом ребёнка. Если первоклашке достаточно, допустим, полтысячи рублей ежемесячно, то подростку этого количества не хватит и на неделю.

Неправильная финансовая политика

Поговорив о том, какие факторы стоит учитывать при определении оптимальной суммы, следует упомянуть и о нежелательных действиях. Так, психологи не советуют:

  • «откупаться» от ребёнка деньгами. Нередко чрезмерно занятые взрослые выдают детям внушительные суммы, стараясь компенсировать материальным поощрением недостаток внимания и заботы. Подобное решение неразумно;
  • превращать карманные деньги в метод дисциплинарного воздействия. Размер еженедельного (ежемесячного) поощрения должен быть неизменным и независящим от детского поведения и количества «пятёрок» в дневнике;
  • использовать деньги для покупки детской лояльности. Иногда разведённые родители пытаются «перещеголять» другу в друга в выражении тёплых чувств к ребёнку. В результате растёт настоящий манипулятор, который пользуется такой родительской щедростью;
  • отбирать у ребёнка лишние деньги. Если у него остаются наличные к концу месяца, это не означает, что родители были излишне щедры, а ребёнок не способен правильно распоряжаться деньги. Умение экономить необходимо поощрять.

Не забывайте также, что дети – родительская копия, так что неграмотная финансовая политика взрослых становится негативным примером для ребёнка. Ненужные траты, стремление к роскоши, неумение планировать бюджет – всё это непременно перейдёт по наследству к подрастающему поколению.

Полезные рекомендации

Итак, ребёнок поступил в начальную школу, нужно расширять его самостоятельность, в том числе и за счёт карманных денег. Как это сделать правильно? Учитывайте несколько несложных рекомендаций.

  1. Прежде чем выдавать наличные, расскажите, что имеются обязательные расходы, которые «съедят» большую часть суммы (перекусы, проезд), и необязательные расходы (вкусности, игрушки), которые должны финансироваться по остаточному принципу.
  2. Объясните, что хвастаться наличием карманных денег перед приятелями и тем более незнакомцами нельзя. Столь неразумная болтливость может закончиться весьма плачевно.
  3. Обязательно соблюдайте договорённости. Обещали выдать 700 рублей в воскресный вечер? Держите слово, не пытайтесь увиливать, уменьшать сумму под надуманным предлогом.
  4. Учите планировать бюджет, постепенно расширяя самостоятельность. Сначала можно выдавать N-ное количество денег ежедневно, затем – 2 раза в неделю. Таким образом можно дойти и до ежемесячного «пособия». Это научит ребёнка грамотно распределять сумму.
  5. Демонстрируйте образец разумного финансового планирования. Рассказывайте и показывайте, каким образом вы делите заработную плату на различные направления семейного бюджета. В этом помогут счета за коммунальные услуги, список важных покупок.
  6. Разрешайте подростку зарабатывать деньги. Если ребёнок изъявляет желание подзаработать на летних каникулах, обязательно соглашайтесь (естественно, после проверки работодателя). Это позволит ему понять, насколько непросто порой достаются деньги.

Помните, что ребёнок имеет право ошибаться. И пусть он лучше сегодня потратит 300 рублей на игрушки и осознает, что теперь он нескоро приобретёт телефон, чем станет в двадцать пять лет спускать всю заработную плату на различные пустяки.


В заключение нужно отметить, что взрослые члены семьи сами должны определять, какую сумму можно выдавать ребёнку на карманные расходы. Конкретный размер будет зависеть от жизненной ситуации и целей, которые преследуют родители. Важно лишь учить детей грамотно распоряжаться финансами, это поможет им стать более самостоятельными и пригодится в будущем.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий