Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке

Поступление в школу – серьёзное испытание для ребятишек и родителей. Подготовка к письменным и устным заданиям занимает теперь много времени и усилий, поэтому можно понять огорчение мамы либо папы из-за того, что ребёнок, в совершенстве владея материалом, стесняется тянуть руку и самостоятельно не желает отвечать. А сам школьник порой ощущает облегчение и мало сожалеет о том, что его богатый любопытными фактами доклад не услышат учитель и одноклассники. Что делать родителям, если ребёнок стесняется публичных выступлений в школе? Предлагаем советы психологов.

Почему ребёнок боится отвечать на уроках

Предпосылок к подобному поведению всего две – стеснительность и боязнь сделать что-то неправильное. В первом случае детская робость часто обусловлена особенностями нервной системы ребёнка: дети с меланхоличным и флегматичным темпераментом больше других подвержены акцентуации на отрицательных эмоциях.

chto-delat-esli-rebenok-stesnyaetsya-otvechat-na-uroke

Боязливый ребенок склонен к повышенной тревожности, долгому переживанию неудач и, в какой-то степени, потаканию собственным страхам. Всё это плавно перетекает в неуверенность, вот почему даже хорошая подготовка к школе не гарантирует поднятия руки и хорошего ответа.

Не стоит забывать и о провоцирующих такое поведение факторах. К примеру, заставить ребёнка стесняться могут внутренние и внешние условия:

  1. Слабое знание предмета. Некоторые дети бойко отвечают у доски, даже если не особо разбираются в материале. Другие же тушуются, стесняясь собственного «невежества». Пожалуй, это самая «лёгкая» для коррекции причина детского стеснения.
  2. Речевые трудности. Стесняться выступлений перед педагогом и одноклассниками может ребёнок, у которого наблюдаются какие-либо языковые трудности: неверное произношение звуков, заикание, шепелявость и т.д.
  3. Натянутые отношения с одноклассниками. Проще говоря – ребёнок аутсайдер в классе. Низкий школьный статус заставляет детей отказываться от выхода к доске, поскольку каждое их действие вызывает издёвку, насмешливое отношение (о том, что такое буллинг, мы уже писали в одной из прошлых статей).
  4. Завышенные требования взрослых. Очень часто родители желают, чтобы ребёнок получал только «пятёрки», обладал широким объёмом знаний и, вообще, соответствовал всем мыслимым и немыслимым ожиданиям. Ученик попросту боится любой инициативы, которая может быть оценена как промах.
  5. Неграмотное поведение учителя. Вероятно, этот фактор можно поставить во главу угла многих поведенческих проблем школьников. Насмешки, неуместные замечания, грубый тон, просто отказ от индивидуального подхода – вот некоторые педагогические ошибки, заставляющие ребёнка стесняться публичных ответов.

К сожалению, стеснительность и страхи со временем лишь усугубляются, а проблема развивается по правилу замкнутого круга: боязнь не помогает успешно ответить на уроке, а негативные эмоции, возникающие вследствие неудач, усиливают страх публичных ответов.

chto-delat-esli-rebenok-boitsya-otvechat-u-doski

Что делать?

Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.

  1. Если ребёнок стесняется отвечать из-за слабого понимания конкретного предмета, родителям стоит заполнить существующие пробелы. Это можно сделать самостоятельно либо нанять репетиторов.
  2. Неуверенность связана с речевыми трудностями? Обратитесь за квалифицированной логопедической либо неврологической помощью. Скорее всего, потребуется и психологическая поддержка.
  3. Причина тревожности кроется в низком социальном статусе? Тут потребуются усилия всех заинтересованных сторон: родителей, учителей и психологов. Важно помочь ребёнку влиться в школьный коллектив.
  4. Родителям следует пересмотреть свою «шкалу ценностей» и отказаться от оценивания ребёнка по принесённым со школы отметкам. Это уменьшит детскую тревожность и подвигнет ученика на большую активность.
  5. Если же источником боязни детей становится педагог, родителям следует побеседовать с ним, конечно, без криков и обвинений. Важно найти в лице учителя союзника, который поможет решить возникшую проблему.

chto-delat-esli-rebenok-boitsya-otvechat-na-uroke

Советы психолога

От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?

  1. Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам. Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю.
  2. Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом.
  3. Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут.
  4. Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:
    • «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
    • «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).
  1. Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе. Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости.

chto-delat-esli-rebenok-stesnyaetsya-otvechat-u-doski

Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:

  1. «Жду, что ты послезавтра поднимешь руку и без напоминания учителя выйдешь к доске!». Подобные фразы усиливают страхи и неуверенность, что чревато не просто стеснением, а психосоматикой, которая проявляется болями в животе, мигренями и пр.
  2. «Если ты не станешь поднимать руку, я поговорю с педагогом!». Мать, отец, учителя – это союзники, а не противоборствующая сторона. Поэтому откажитесь от запугиваний, а, напротив, поддерживайте ребенка: «Давай-ка я поговорю с педагогом, и мы вместе попробуем тебе помочь».
  3. «Кто из тебя вырастет, если ты даже руку стесняешься поднять?». Ещё раз повторим: нереалистичные требования снижают детскую самооценку и усиливают стеснительность. Боязнь не оправдать родительские ожидания заставит ребёнка испытывать постоянный стресс, что, опять же, чревато психосоматикой.

Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий

  1. Гульнур

    Спасибо за советы и за статью

    Ответить
  2. Екатерина

    Большое спасибо за статью и советы!

    Ответить