Анскулинг: как учиться, не посещая школу

Термин «анскулинг» впервые был употреблен в 1970 году американским педагогом Джоном Холтом – реформатором школьной системы, известным как «отец домашнего обучения». Этот появившийся не так давно метод обучения детей представляет собой один из вариантов получения образования на дому.

Точное определение этому направлению дать достаточно сложно. По той простой причине, что каждой семья, выбирая анскулинг, делает это, основываясь на конкретных причинах и обстоятельствах. И в каждом случае процесс обучения организуется индивидуально, под себя. Сложно выделить какие-то особенно «правильные» способы, как и невозможно найти точных ответов на некоторые возникающие в процессе обучения вопросы. И все-таки, что такое анскулинг? Попытаемся разобраться.

Философия анскулинга

Анскулинг – это такая форма домашнего образования, которая полностью противопоставляет себя обучению в школе, исключая строгое следование не только школьной, но и вообще какой-либо иной программе, и систематические занятия (коллективные или индивидуальные) с учителями или другими наставниками, их заменяющими. И это совсем не то же, что семейное образование и «школа на дому» (ее сторонники в основном придерживаются при обучении школьной программы).

Процесс образования при этом методе обучения никоим образом не привязан к получению строго определенного и обязательного набора знаний по спланированной заранее программе, к изучению каких-то строго обязательных учебников, к расписанию или, скажем, к дате ближайшего экзамена. Ребенок обучается и познает мир в естественной среде, не отрываясь от дома и семьи, задавая вопросы своим родителям и получая ответы на них. В результате приобретается жизненный опыт, который лежит в основе такого образования и обучения.

Естественное и совершенно свободное обучение ребенка основывается в первую очередь на его интересах в данный конкретный момент времени, предпочтение отдается тем занятиям, которые выбирает сам обучаемый. Дети сами определяют, что бы они хотели изучать и чем заниматься: темы занятий, время проведения, их периодичность. Задача же родителей – обеспечить их книгами, материалами, другими вспомогательными ресурсами и помогать им.

Наряду с изучением академических предметов, обучение происходит в творчестве, в играх, в общении, во время путешествий и других проявлений повседневной жизни. Джон Холт призывал родителей, выбравших данный метод, не создавать искусственные условия для обучения, а просто жить со своими детьми единой жизнью, используя реальные жизненные ситуации.

В первую очередь, анскулинг – это интересы ребенка, его мнение, его способности и таланты, а вовсе не план родителей по его обучению. Задача же родителей – быть максимально гибкими в отношении детей, прислушиваться к ним, обсуждая с ними вопросы предназначения с самого раннего детства, помогая раскрыться их талантам и найти им применение.

День ребенка может состоять из самых разнообразных занятий в зависимости от его предпочтений и интересов: чтение книг, рисование, рукоделие, просмотр познавательных фильмов и передач, пение, игра на музыкальных инструментах, спорт, конструкторы, настольные игры, ролевые игры. И хотя многие из них формально не связаны с доминирующей темой изучения, тем не менее попутно могут принести с собой множество открытий и новых знаний.

И не важно, если ребенок длительное время увлеченно занимается только одной понравившейся ему темой и изучает ее достаточно глубоко, читая книги, журналы, используя рабочие тетради, просматривая учебные видеоуроки, документальные фильмы, учебные программы, познавательные приложения. Спустя какое-то время интерес может проявиться к чему-то другому. Согласитесь, в школе такое построение учебного процесса невозможно в принципе.

Увлеченное изучение понравившейся темы и глубокое в нее погружение позволяет добиваться отличных результатов и далеко опережать в той или иной сфере своих сверстников, обучающихся в школе. Основное же преимущество анскулинга (по мнению тех, кто на себе проверил эту систему образования) в том, что ребенку предоставляют выбор и позволяют быть ребенком. Такая свобода помогает ему становится более самостоятельным и ответственным за свою жизнь.

Само же обучение проходит гораздо быстрее и интереснее. Ведь человеку всегда легко дается то, что ему интересно, что он делает с удовольствием, в чем ощущает потребность. Однако, не стоит представлять анскулинг в виде этакого вечного праздника жизни, беззаботного и веселого обучения, которое ничему не учит. Напротив, этот метод требует от ребенка гораздо больших усилий, чем «школа дома» или обучение в школе, где действует внешняя жесткая мотивация – нежелание быть хуже своих сверстников, страх перед плохими оценками, необходимость следовать программе.

Свобода выбора – это основной принцип анскулинга. Никто не стоит за спиной, заставляя что-то делать, не нужно ничего и никому доказывать, соперничать, сравнивать себя с кем-то. Ты волен выбирать сам – заниматься или полежать на диване. Но этот выбор предстоит делать снова и снова каждый день, и это очень усложняет задачу.

Ребенок должен сам совершать усилия, принимать решения, бороться с собственной ленью и расслабленностью. Как этого добиться от маленького человека, когда не каждый взрослый может заставить себя активно работать, если это не обязательно? Но все-таки это возможно, если это занятие любимым, очень важным делом. Задача родителей-анскулеров – помочь понять своим детям, что для них является действительно ценным и наполнить обучение смыслом.

В действительности получается, что только очень небольшое количество семей могут обладать той внутренней свободой, которая позволяет выходить за рамки, навязываемые миром, и грамотно пользоваться этой свободой. Важно не переступить грань между тонким процессом обучения на основе жизненного опыта и ничегонеделаньем и обычными веселыми совместными развлечениями. А это задача явно не для каждого. Даже опытные практики семейного образования считают анскулинг весьма специфичным методом среди различных видов домашнего образования. Наиболее радикальные последователи этого метода отвергают совсем какую-либо программу при обучении и исключают итоговую аттестацию.

Часть сторонников этого метода настроена не так решительно. Они не исключается что ребенок-анскулер может посещать какие-то классы и коллективные занятия, пользоваться традиционными учебниками, помощью наставников (помимо родителей). Но не это будет основой его образования. Отвергая следование школьной учебной программе, они допускают дистанционное обучение по свободной программе и возможность сдавать экзамены за весь школьный курс, что необходимо для получения аттестата зрелости и для дальнейшей учебы в ВУЗе (или для устройства на работу).

Аргументы «за» и «против»

Сторонников, которые сделали выбор в пользу анскулинга, и его противников – немало. Каждый из них объясняет свою позицию, аргументируя ее множеством доводов.

Часть педагогов и родителей убеждены в том, что такой нестандартный подход помогает вырастить и воспитать творческую личность. В подтверждение этой версии часто называют фамилии знаменитостей, некогда получивших образование в домашних условиях. Это сестры-теннисистки Сирена и Винус Уильямс, певица, актриса, телеведущая и автор песен Хилари Дафф, футболист Тим Тибоу, серфер Бетани Хэмилтон, фигуристка Мишель Кван и другие.

А такие знаменитости, как американский предприниматель, филантроп, мультимиллионер Эндрю Карнеги, актер, композитор, кинорежиссер, сценарист Чарли Чаплин, английский писатель Чарльз Диккенс, американская танцовщица Айседора Дункан, изобретатель Томас Эдисон, русский писатель Максим Горький, основатель импрессионизма французский писатель Клод Моне, писатель и журналист Марк Твен, не закончили даже начальную школу, что впрочем не помешало прославить свое имя.

Почему весьма состоятельные родители, которые могут оплатить лучшее образование в частных школах, выбирают анскулинг? Потому что они считают, что домашнее образование – это единственная возможность с малых лет развить в талантливом ребенке его способности.

Не посещая школу и не тратя массу времени на каждодневные многочасовые походы и на подготовку домашних заданий, у ребенка остается достаточно времени и сил на развитие своих способностей. Особенно это актуально для младших школьников, для которых пока еще главный метод познания мира – не логически-рациональный, а образный.

Достижения во взрослой жизни детей, обучающихся по этой системе, – весомый аргумент, опровергающей мнение критиков, что дети, не посещающие школу, ничего не смогут добиться в жизни.

Второй значимый аргумент, выдвигаемый противниками анскулинга, – дети вне школы, лишенные общения с одноклассниками, не приобретают необходимый в дальнейшей жизни социальный опыт и навыки командной работы, им порой непросто общаться с окружающими людьми. В школе ребенок не только учится, но и подстраивается под требования системы и внешние правила при ограничении в свободе, приобретает опыт общения, учится отстаивать себя и свои интересы. Эпизодические же занятия в секциях и кружках не могут заменить общения в школе и впоследствии у домашних детей могут возникать проблемы.

По мнению же анскулеров, такое образование вовсе не предполагает запирания ребенка в изолированном пространстве. Домашние дети живут в той же общественной среде, что и школьники, регулярно общаются с людьми разного возраста: с ровесниками, с друзьями, родственниками, в кружках и секциях, где группа объединена общими интересами и общей целью. И в таких коллективах социальные навыки отрабатываются проще и приятнее, чем в группе одновозрастных людей, собранных случайным образом.

Помимо этого у сторонников анскулинга возникают большие сомнения, насколько эффективно школьная социализация позволяет усваивать ребенку психологические установки, образцы поведения, социальные ценности и нормы, позволяющие сохранять баланс между тем, как «вписаться в общество» и как «сохранить себя».

Порой, социализация в школе в рамках традиционного образования заменяется выживанием и приспособлением к требованиям дисциплины. Привычными становятся установки, ставящие желания ребенка и его потребности на второе место по сравнению с требованиями системы.

Внутренняя мотивация (любознательность, стремление к знаниям) заменяется внешней мотивацией, критерием которой является оценка работы ребенка, которая порой увязывает полученный результат с будущими перспективами: «будешь плохо учиться и получать двойки – пойдешь в грузчики (или дворники»).

При этом не важно, каким способом ученик получил положительную внешнюю оценку: выполнил ли он необходимое задание сам или же из-за желания понравиться учителю или обмануть его просто списал.

Разумеется, школьная социализация – это вовсе не плохо. Но она не заменяет того многообразия общения, которое происходит в реальной жизни. Зачастую в школе приобретаются и вовсе не полезные качества, такие как страх попросить помощь, страх совершить ошибку из-за боязни получить оценку ниже, страх задать лишний вопрос.

Еще один аргумент противников этой системы обучения – далеко не всегда родителям удастся самостоятельно дать детям нужный объем знаний, организовать процесс обучения, воспитать полезные навыки и привычки. Приводятся следующие доводы: дети, не посещающие школу, не получают системные знания, не научатся анализировать и мыслить (несмотря на все минусы школьной зубрежки, школа все же приучает думать).

Однако, противники традиционной системы образования, доказывая право на существование анскулинга, утверждают, что принуждение к учебе зачастую отбивает желание и умение учиться самостоятельно, ставить цели и решать задачи.

Школьная программа не способствует развитию врожденных способностей и собственных увлечений детей, подавляет их индивидуальность, загоняя интересы и желания конкретного ребенка в строгие рамки школьной программы. А это может ограничивать познавательный интерес детей.

При свободном обучении в детях развивается уверенность. Они эмоционально более открыты и меньше подвержены стрессам. Они не боятся задавать вопросы и делать ошибки, свободно высказывать свои мысли, анализировать и думать, аргументировать свое мнение.

Критики анскулинга считают, что дети (особенно младшего возраста) не могут сами себя мотивировать. Напротив, плюсы анскулинга в том, что этот метод предполагает высокую мотивацию. Дети учатся эффективнее, потому как они выбирают сами, чему учиться, и стремятся достичь образовательных целей, которые сами себе же и поставили.

Разумеется, это проще сделать старшекласснику, который может сам себя организовать, у которого в силу возраста уже имеется устоявшийся постоянный круг общения, и он легко может обходиться без школы. Сложнее мотивировать себя подросткам, для которых важно в этом возрасте соответствовать своим сверстникам, а общение с ними чаще всего обеспечивает школа. Малышам-первоклашкам также сложно включится в учебный процесс и высидеть урок. В школе им в этом помогает личность учителя, который на данном этапе представляет собой и мотивацию, и стимул.

Без привычки к послушанию и режиму, которую вырабатывает школа за долгие годы обучения, сложно, повзрослев, научиться жить и работать по расписанию – еще один аргумент «против». Однако, сторонники свободной системы домашнего образования утверждают, что свобода от расписания и школы имеет множество плюсов. Свободный график позволяет семье жить более гармонично и комфортно, проводить больше времени вместе, более тесно общаться со своим ребенком, путешествовать в любое удобное время, избегать школьных проблем, буллинга, не конфликтовать по поводу домашнего задания.

Дети могут заниматься в собственном наиболее удобном для них темпе, комфортным для них способом, используя самый подходящий материал. Как отмечают родители-последователи анскулинга, освободившие от школы старшие дети получают от учебы больше удовольствия, больше размышляют о своем предназначении, о будущей жизни.

Еще один плюс – возможность избежать различных проблем со здоровьем (со зрением, с осанкой, стрессом, частыми простудами), чем обычно сопровождается обучение в школе, ограничивающее подвижность детей, вынужденных много времени проводить за книгами за столом и партой.

Что касается подготовки ребенка в школе к будущей работе и жизни, которая наступит лет через 10-12, то в быстро меняющемся мире трудно предугадать, каким окажется это будущее и что необходимо изучить сегодня, чтобы оказаться подготовленным к нему. Но если ребенок освоит основной навык – умение учиться самостоятельно, то это и будет гарантией того, что в любых изменившихся обстоятельствах он окажется подготовленным к любым условиям. Школа готовит из детей хороших исполнителей, умеющих следовать инструкциям. Анскулинг же, напротив, людей, которые готовы взять ответственность за себя и самостоятельно принять решение.

Hо не все родители имеют возможность не работать и уделять столько времени детям: ребенок, какой бы умный и организованный он ни был, не может сделать вполне осознанный выбор того, что действительно ему нужно: чем заниматься, как долго и с кем. Да, это так. Анскулинг возможен только в том случае, если позволяет семейный уклад, образ жизни, семейные ценности и финансовые возможности, поскольку несовершеннолетний ребенок не может самостоятельно выбирать для себя образ жизни.

Кроме того не всегда и не все родители могут доступно и логично ответить на вопросы детей, объясняя суть явлений и предметов и обеспечивая понимание. И не все из них могут создать обучающую полезную среду. И с этим аргументом трудно поспорить. Учитывая возраст нового направления, лишь немногие родители из ныне практикующих анскулинг сами были анскулерами. У них нет опыта применения на практике этого метода обучения, и порой они испытывают мало доверия к этому радикальному способу. А сохранившийся в памяти личный школьный опыт только усложняют задачу.

Безусловно, этот метод естественного обучения подойдет далеко не каждому ребенку и не каждым родителям. Этот процесс предполагает подготовку, прежде всего, взрослых и немало усилий с их стороны. По мнению родителей, испытавших на практике метод анскулинга, семьи, где дети обучаются самостоятельно при помощи родителей, как правило, могут сами себя организовать и им не требуется постоянный контроль.

Философия этого обучения предполагает намного больше свободы, нежели при любом другом методе, что является лучшим способом подготовки детей к быстро меняющейся жизни и к неизвестному будущему – так считают последователи новой формы обучения.

Доводы и «за», и «против» звучат достаточно убедительно с обеих сторон. И каждый при желании найдет огромное количество причин, чтобы выбрать анскулинг или его отвергнуть.

Анскулинг в России – правовой аспект

Такая система обучения детей, как анскулинг, приветствуется не во всех странах. Прижилась она в США и Канаде. Во многих странах разрешено обучаться дистанционно и сдавать экзамены экстерном. В некоторых, как в Германии, дети посещают школу в обязательном порядке. Исключение в виде домашнего обучения возможно только по состоянию здоровья на основании врачебного заключения. В России, где в принципе не запрещено домашнее обучение и сдача экстерном экзаменов, анскулинг официально не разрешен. В нашей стране в обязательном порядке для аттестации нужно сдавать итоговые экзамены.

Что касается сдачи ежегодных экзаменов (промежуточные аттестации) при семейном образовании, то тут не все так однозначно. Во всяком случае обязанность сдавать или не сдавать четко нигде не прописана. И эта неопределенность в законодательстве вызывает определенные сложности. Семьям, решившимся внедрить этот метод обучения, наверняка придется столкнуться с неоднозначной реакцией чиновников и окружающих.

Тех, кто задумывается о таком способе образования, также волнует вопрос с поступлением в ВУЗ. В этой ситуации родителям-анскулерам приходится зачастую идти на компромисс с системой: практикуя свободное обучение, использовать варианты максимально щадящей аттестации.

Но время не стоит на месте. Уже сейчас существует масса возможностей, благодаря которым очень многому можно научиться через интернет и получить соответствующие сертификаты. А через какое-то время получить дальнейшее образование, скорее всего, будет намного проще, чем сейчас.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий