Делать ли домашние задания вместе с ребенком-первоклассником

Начало школьного обучения – достаточно непростой период как для ребёнка, так и для родителей. Прежде всего, мам и пап пугает или, по крайней мере, настораживает выполнение новоиспечённым первоклассником домашних заданий.

И действительно, многим взрослым приходится пристально контролировать весь процесс решения уроков и даже делать их вместе. А что если ребёнок потеряет (или не приобретёт) интерес к самостоятельной учёбе и в дальнейшем станет выполнять домашние задания лишь из-под палки? Попробуем разобраться в этой проблеме.

Две точки зрения

Вопрос, выполнять ли уроки вместе с первоклашкой, делит родителей на два практически непримиримых лагеря. Одни убеждены, что ребёнок практически с первых дней учёбы должен самостоятельно решать домашние задания (если таковые практикуются в первом классе), другие же, напротив, организуют строгий контроль.

У каждой точки зрения имеются свои сильные и слабые стороны. К примеру, самостоятельное одоление школьных премудростей позволяет организовать ребёнка с первых дней учёбы, привить ему навык ответственного поведения и самоконтроля.

Однако подобное крайне сложно реализовать на практике, поскольку 7-8-летние дети в силу возрастных особенностей отличаются низкой концентрацией внимания, слабым контролем и высокой отвлекаемостью. То есть если отдать решение домашних заданий исключительно на откуп ребёнку, то можно получить низкую успеваемость и детскую лень.

При строгом контролировании всего процесса младший школьник на самом деле решает все задания, получает заслуженные оценки или похвалу педагога, лучше усваивает знания. В то же время при ослаблении контроля и успеваемость падает, и практически весь процесс застопоривается. То есть говорить о самостоятельности не приходится.

Таким образом, однозначно ответить, нужно ли делать уроки совместно с ребёнком, крайне непросто. Всё зависит от самого первоклассника и педагогических навыков родителей. Мы попробуем дать примерные ориентиры того, как совместить наставничество и привитие детям самостоятельности.

Как делать домашние задания?

Родителям важно отыскать ту самую золотую середину. Конечно, сказать это проще, чем сделать, однако если воспринимать процесс выполнения заданий не как каторжные работы, а как время, которое можно провести вместе с ребёнком, научить его чего-нибудь полезному, новому, интересному, решение уроков станет приносить приятные эмоции.

Рассмотрим 5 основных условий правильного выполнения домашних заданий вместе с первоклассниками.

Обустройство рабочего места

Для приучения ребёнка к самостоятельной деятельности нужно организовать рабочее место, где будут выполняться домашние задания и за которое он будет отвечать. Стол должен стоять таким образом, чтобы родители смогли присесть рядышком, а не нависали над учеником, словно грозовые облака.

Кроме того, нужно побеспокоиться о правильном освещении учебного столика. Если первоклассник работает правой рукой, нужно, чтобы солнечный свет падал с левой стороны. Если же ребёнок леворукий, то источник света должен находиться справа.

Также следует убрать со стола все предметы, способные отвлекать маленького школьника. Нельзя забывать и о комнатной «атмосфере». На время выполнения уроков необходимо выключать телевизор, магнитофон и компьютер, если только последний не нужен для работы

Организация учебного процесса

Чтобы родительский контроль над решением домашних заданий смог плавно перейти в детский самоконтроль, следует соблюдать несколько важных рекомендаций:

  • домашние упражнения выполняются строго в одно и то же время. Не стоит переносить выполнение заданий на более поздний срок, иначе они будут выполняться в авральном режиме, что, соответственно, скажется на их качестве;
  • приступают к решению уроков примерно через полтора часа после возвращения из учебного учреждения. Перерыв необходим, чтобы ребёнок отдохнул, однако слишком долгое откладывание на потом чревато тем, что первоклассник перевозбудится и устанет от игр с ровесниками;
  • не нужно требовать от ребёнка, чтобы тот за один «приход» выполнял всю заданную работу. Семилетний ученик может трудиться продуктивно 30-40 минут максимум, затем нужно делать обязательный кратковременный перерыв;
  • не рекомендовано устраивать продолжительные паузы, иначе ребёнок слишком расслабится. Хватит и 5 минут, на протяжении которых школьник пусть поиграет в активные игры или просто выйдет из-за стола.

Приучение к самостоятельности

В подавляющем большинстве случаев решение домашних уроков требует родительского участия. Однако важно понять, насколько «тотальным» должен быть контроль. Лучше всего с подобным вопросом обратиться к классному руководителю.

Одни дети скорее усваивают информацию в процессе самостоятельной работы, родителям останется лишь проверить результаты и объяснить некоторые моменты. Другие ребятишки проще понимают материал, когда проговаривают со взрослым каждое своё действие, поэтому мамам и папам придётся некоторое время выполнять задания вместе с первоклашками.

Однако ни в коем случае нельзя делать уроки, заданные на дом, исключительно силами родителей! Это краеугольное правило всего воспитательного процесса. Если не следовать данному принципу, то высока вероятность вырастить абсолютно несамостоятельного ученика, не умеющего решать домашние задания.

Чтобы ребёнок смог своими силами выполнять уроки, с первого класса нужно учить его применять словари, энциклопедические издания и справочники. А вот для самостоятельного изучения интернет-ресурсов ещё очень рано.

Отход от безошибочного выполнения заданий

Глупо требовать от первоклассников идеального выполнения уроков, поэтому лучше прислушиваться к рекомендациям специалистов, касающихся качества детской работы.

  • Нельзя заставлять ребёнка многократно переписывать тексты или примеры, в которых имеются помарки. Подобные воспитательные меры он станет воспринимать в качестве наказания, что чревато негативным отношением к учёбе.
  • Нельзя дополнительно загружать ребёнка, давая ему собственные задания. 7-8-летним детям крайне непросто адаптироваться к выполнению домашних заданий, а тут ещё и ненужная и даже вредная родительская инициатива.
  • Иногда ребятишки, отличающиеся перфекционизмом, по многу раз переделывают задания, чтобы добиться идеального результата. Подобное поведение должно насторожить взрослых, поскольку чрезмерная щепетильность грозит постоянными стрессами и понижением самооценки. Нужно оговаривать, сколько раз разрешается переписывать задачи или текст и сколько минут вообще следует тратить на работу.

Отсутствие наказаний и наличие похвалы

Не следует наказывать ребёнка, если тот всячески увиливает от решения уроков. Необходимо установить причину подобного поведения: непонимание материала, проблемы с памятью или вниманием. Также стоит пообщаться с учителем, чтобы узнать, насколько быстро он усваивает новую информацию, как ведёт себя на занятиях.

Вариантов решения проблемы несколько:

  • дополнительные уроки с репетитором;
  • разделение задания на несколько элементов;
  • работа с психологом, который установит возможные проблемы и предложит пути их решения.

Самое важное – не забывать хвалить ребёнка за правильно выполненные задания, причём делать это необходимо искренне. Подобная родительская помощь и поддержка позволит детям поверить в собственные силы и скорее перейти к самостоятельному решению уроков.

Поэтапное выполнение заданий – залог успеха

Ребёнок не сразу научится быть собранным, решать задания исключительно своими силами. Поэтому ждать, что через пару-тройку месяцев первоклашка станет самостоятельным, по крайней мере, неразумно. Специалисты советуют готовиться к 4-этапному процессу.

  1. Первоначально взрослые большинство заданий выполняют вместе с ребёнком. То есть родителям нужно присесть поблизости, наблюдать за процессом, отмечая пробелы в знаниях и те моменты, которые отвлекают детское внимание.
  2. Затем родители будут выбирать самые простые задания, с которыми первоклашка точно справится. Эту работу ребёнок выполняет самостоятельно, а взрослые не станут контролировать. К примеру, дети обычно неплохо справляются с рисованием.
  3. На следующем этапе ребёнок делает все задания самостоятельно, однако имеет право и возможность просить родителей о помощи. Естественно, взрослые обязаны помочь, но эта поддержка также должна стимулировать детскую независимость.
  4. На последнем этапе (с 5-го класса) ребёнок всё решает сам, поэтому родительская помощь уже не нужна. Однако взрослым не стоит расслабляться, а нужно проверять уроки и объяснять некоторые моменты.

Итак, вопрос, нужно ли делать домашние уроки вместе с первоклашкой, довольно неоднозначен. В большинстве случаев совместное решение заданий – это промежуточный этап по пути к детской самостоятельности, поэтому следует морально подготовиться к тому, что поначалу придётся вложить много сил в ребёнка, чтобы потом наслаждаться его ответственным подходом к учёбе.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий