Домашние задания, секции, кружки… Как всё успеть после школы

Школьные будни обычно состоят из четырёх элементов: уроки, секции и кружки, работа над домашним заданием и, наконец, отдых. И если в учебном заведении соблюдается чёткий режим, благодаря усилиям педагога, то вторая половина дня отдаётся «на откуп» ребёнку, который не всегда эффективно распоряжается свободным временем.

И хорошо бы, если школьник дышал свежим воздухом с друзьями или просто отдыхал, но нет же – он обычно сидит за ноутбуком. Именно поэтому вопрос, как организовать ребёнка, чтобы он мог всё успевать и одновременно восстанавливал силы, становится всё более актуальным.

Расстановка приоритетов

Не секрет, что постепенно школьные программы становятся всё более насыщенными, к тому же родители стремятся воспитать разносторонне развитую личность. В результате времени на восстановление сил и полноценный отдых катастрофически не хватает.

Чтобы правильно организовать время после школьных уроков, необходимо расставить приоритеты и понять, что важнее и полезнее для ребёнка. Например, психологи в качестве примера предлагают следующую очерёдность первостепенных задач:

  • детское здоровье;
  • школьные успехи;
  • взаимодействие со сверстниками, прогулки, игры;
  • секции, кружки, хобби.

Разумеется, в каждой семье может быть свой порядок приоритетов, всё зависит от семейных традиций и планов на дополнительное воспитание и обучение. Одни родители записывают ребёнка в музыкальный или спортивный кружок, другие же отдают предпочтение изучению иностранных языков.

Решение остаётся за родителями, но стоит понимать, что запись детей в языковой или, допустим, танцевальный кружок – это неоднозначный шаг. Да, жизнь ребёнка становится более насыщенной и разносторонней, однако час-другой, затраченный на секцию, отнимается от игр, прогулок или отдыха.

Соблюдение санитарных правил

А что говорят учёные по поводу временных нормативов по выполнению домашней работы? Согласно утверждённым санитарным правилам, объём уроков должен быть таковым, чтобы ребёнок тратил на их выполнение не больше:

  • 90 минут во 2-3 классах;
  • 120 минут в 4-5 классах;
  • 150 минут в 6-8 классах;
  • 210 минут в 9-11 классах.

Разумеется, стоит понимать, что подобные показатели считаются примерными и желательными. Многое будет зависеть от психических и физиологических особенностей ребёнка, его темперамента и скорости выполнения определённого вида деятельности.

Мамы и папы младших школьников часто отмечают, что ребятишкам сложно сосредотачиваться на выполнении заданий в течение получаса. Обычно детское внимание отвлекается на просмотр телепрограмм, общение по телефону, видео- или компьютерные игры. В этом случае количество времени, которое тратится на домашнюю работу, существенно возрастает.

Повышение психофизической нагрузки чревато многочисленными проблемами, среди которых особо выделяют гиперактивность, отвлечённость внимания, бессонницу, утомляемость, понижение иммунитета и общей сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

Важность дневного распорядка

Помимо учёта приоритетов и санитарных норм, стоит также правильно дозировать основные виды детской деятельности, о которых мы упоминали выше. Ребёнку нужно хорошо отдохнуть, поиграть, сделать уроки и выполнить элементарную работу по дому (к примеру, мытьё посуды или кормление домашнего питомца). Как же всё это совместить и скомпоновать?

При составлении дневного распорядка рекомендуется принимать во внимание приблизительные временные пропорции, составленные по результатам педагогических и психологических наблюдений. Конечно, всё будет зависеть от приоритетов, но примерно можно выделять следующее количество времени:

  • 40% на отдых (приём пищи, прогулки, подвижные игры, сон для младших школьников);
  • 25% на домашние хлопоты;
  • 25% на учёбу;
  • 10% на нерегламентированную деятельность (просмотр мультиков, подготовку к занятиям и пр.).

Любопытно, что психологи разделяют отдых и нерегламентированную деятельность. Также специалисты советуют разнообразить и правильно организовать свободное время, то есть вместе с ребёнком определиться, как он станет отдыхать в среду, четверг и другие будни.

Что такое нерегламентированная деятельность и почему на неё нужно выделять время? Это свободное времяпрепровождение, в течение которого ребёнок переходит от одного процесса к следующему, отвлекается на телефонные звонки или общение с домашним питомцем. Такое временной интервал неизбежен, поэтому нужно с ним смириться и не переживать, что чадо никак не получается усадить за уроки.

Проблемы с домашними заданиями

Большинство мам и пап, прочитав рекомендованные санитарные нормативы и желательное количество времени, которое нужно тратить на выполнение домашних заданий, возмутится: мол, мы уроки решаем по 2-3 часа минимум, и это только в начальной школе.

Чрезмерное превышение показателей может говорить о том, что процесс выполнения уроков неэффективен. Среди предпосылок низкого КПД можно выделить:

  • детскую усталость. Перед тем как садиться за домашние задания, убедитесь, что ребёнок отдохнул;
  • тревожность ребёнка. Если постоянно подгонять ученика, выговаривать ему, то он начнёт нервничать лишь при упоминании домашнего задания. Старайтесь сохранять спокойствие;
  • отвлекающие факторы. При включённом ноутбуке, телевизоре маленькому ребёнку крайне сложно сосредоточиться и погрузиться в решение задач;
  • непонимание материала. Домашняя учёба – это закрепление уже полученных знаний, но если ребёнок не смог их усвоить в школе, то и закреплять нечего.

Если первоклассник плохо усваивает большинство предметов, следует обязательно проконсультироваться со специалистами. Возможно, виной тому стали неготовность к школьному обучению, проблемы с развитием высших психических функций.

Как правильно контролировать ребёнка?

Итак, вы составили расписание, запланировали очерёдность действий в течение второй половины дня. А будет ли ребёнок выполнять все правила и предписания? Чтобы повысить организованность своего чада, воспользуйтесь несколькими полезными советами.

  1. Распорядок дня должен быть не только озвучен, но и красиво оформлен. Поместите расписание рядом с рабочим столом и возле часов.
  2. При составлении режима следует чередовать разные типы деятельности. Покой должен сменяться учёбой, а уроки – отдыхом. Это позволит не перегружать детскую психику.
  3. Откажитесь от наказаний с помощью уроков. Нельзя переводить домашнюю работу в сферу дисциплинарного воздействия. Уроки – это детская обязанность, но никак не наказание.
  4. Подберите оптимальную мотивацию. Возможно, ребёнок успешнее будет соблюдать режим дня, если в качестве поощрения пообещать приобрести домашнего питомца. Естественно, обещанное слово нужно держать.
  5. Контроль должен быть разумным. В младшем школьном возрасте родители больше следят за ребёнком, затем постепенно внешнее управление переходит в самоконтроль. Обычно в среднем звене мамы и папы просто проверяют выполненные задания, но не «стоят над душой».
  6. Эффективность проводимых мероприятий, которые включают составление режима дня и контроль над ребёнком, определяется с помощью школьных отметок и бесед с классным руководителем.
  7. Обязательно хвалите за правильное выполнение заданий. Но и конструктивная критика также приветствуется. Не следует употреблять уничижительных оценок, лучше разобраться, почему у ребёнка что-то не получается и исправить ситуацию.

Некоторые родители, руководствуясь самыми благими намерениями, отказываются от контроля над выполнением домашних заданий. Мол, ребёнок с младых ногтей должен учиться самостоятельности и организованности. Однако подобное решение не всегда оправданно, поскольку детей вначале нужно приучить к дневному распорядку, а уже затем предоставлять определённую независимость.


Ну и несколько слов напоследок. Секции и кружки – это, безусловно, полезно, однако если речь идёт о первокласснике, то посещение дополнительных занятий следует отложить на несколько месяцев. Ребёнок только адаптируется к школе, поэтому не следует перегружать его психику чрезмерным количеством информации.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий