С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного

Родителям младенцев пока рано задумываться над вопросом, когда ребёнок сможет остаться дома в одиночестве. Однако через несколько лет (шесть? восемь?) ответ искать всё же придётся.

Любопытно, что точных временных рамок не существует, поскольку всё будет зависеть от сочетания нескольких факторов: физических и интеллектуальных способностей малыша, уровня его самостоятельности, отзывчивости соседей, желания самого ребёнка и, безусловно, психологического настроя мамы и папы.

В любом случае родителям следует знать не только, с какого возраста дети остаются в одиночестве дома, но и правила подготовки малыша к данному событию и основные меры безопасности.

Юридическая точка зрения

Первоначально обратимся к зарубежному опыту. Так, в США нет единого закона, который бы регламентировал минимальный возраст, начиная с которого ребёнок способен находиться дома в полном одиночестве. Законодатели каждого штата решают этот вопрос на своё усмотрение.

Например, в Аризоне возраст «домашней самостоятельности» начинается с 10 лет, а в Мэриленде – когда ребёнку исполнится 18 лет. Естественно, за несоблюдение этих законодательных актов родители понесут строгую ответственность.

Канадские законы более конкретные: во многих провинциях запрещается оставлять ребёнка до 10-летнего возраста. А вот если чаду нет ещё 16 лет, то возможно покинуть его не более чем на 2 часа. Если этот временной интервал увеличивается, взрослые должны предоставить уважительную причину задержки.

В подавляющем большинстве европейских стран не существуют возрастных ограничений. То есть данный вопрос отдан «на откуп» родителям. Однако в случае форс-мажора власти будут решать, правомочно ли поступил взрослый, оставив ребёнка в одиночестве. Кроме того, имеются и многочисленные рекомендации, не носящие обязательный характер.

Отечественным законодательством также не определены чёткие возрастные границы, по достижению которых ребёнок может оставаться один дома. Таким образом, этот вопрос всецело передан на родительское усмотрение. Вот почему взрослым необходимо руководствоваться здравым смыслом и понимать, что именно на них лежит ответственность за благополучие ребёнка.

Тест на самостоятельность

Психологи убеждены, что оставлять ребёнка дома одного можно с семилетнего возраста. Среднестатистический первоклассник обычно понимает разрешённые и запрещённые действия, умеет пользоваться средствами связи.

Однако специалисты отмечают, что 7 лет – условный ориентир, поскольку следует принимать во внимание особенности темперамента, поведенческих реакций и сформированность навыков самообслуживания.

Оценить предварительную готовность ребёнка к «домашнему одиночеству» можно при помощи нескольких вопросов.

  1. Ребёнок способен занять себя на 1,5-2 часа, не дёргая постоянно родственников?
  2. Он не против оставаться в одиночестве и стремится к самостоятельности?
  3. Его не страшит темнота, закрытые помещения?
  4. Он осознаёт рамки дозволенного, понимает смысл слова «нельзя»?
  5. Он может пользоваться мобильником, популярными мессенджерами?
  6. Справляется ли он с определёнными домашними обязанностями?
  7. Родителям нет нужды отслеживать каждое его действие?
  8. Он назубок знает телефоны служб экстренной помощи?
  9. Он способен позвать на помощь соседей?
  10. Сможет ли он разогреть себе пищу, налить воды?

Положительные ответы на все вопросы означают, что ребёнок готов к самостоятельному времяпрепровождению. Если есть сомнение хотя бы по одному пункту, лучше не рисковать.

Категорически не следует оставлять ребёнка в одиночестве, если родитель ответил «нет» на большинство вопросов, а также если малыш:

  • в данный момент недомогает (лихорадочное состояние, рвота, астматический или эпилептический приступ могут угрожать здоровью);
  • «особенный» (не следует оставлять одного аутиста, ребёнка с ДЦП или интеллектуальной неполноценностью);
  • отличается чрезмерной активностью, инициативностью, непослушанием (такие дети нередко придумывают занятия, могущие закончиться плачевно);
  • отличается доверчивостью и может открыть дверь любому незнакомцу;
  • излишне впечатлителен и эмоционально неустойчив, боится громких шумов, темноты.

Таким образом, прежде чем оставить ребёнка одного в квартире, следует учесть множество нюансов. Возраст не является единственным показателем, гораздо важнее, насколько психологически взрослым является ваше чадо.

Принципы домашней безопасности

Представьте, что целая квартира остаётся в полном распоряжении маленького экспериментатора. Представили? Теперь нужно максимально обезопасить ребёнка от возможных инцидентов. Начать нужно с жилья, а уже затем перейти к обсуждению правил поведения с ребёнком.

  1. Предварительно закройте все оконные рамы. Лучше всего их оборудовать особыми блокираторами, которые сможет открыть только взрослый.
  2. Если у ребёнка есть доступ к интернету, следует установить на компьютер особое программное обеспечение, которое убережёт технику от вирусных атак, а ребёнка – от вредной информации.
  3. Уберите подальше все таблетки, спички, табачные изделия, химические препараты и алкогольные напитки. Также следует перекрыть газ (желательно!), спрятать опасные острые предметы, проверить исправность электрических приборов и проводки.
  4. Убедитесь, что ребёнок умеет пользоваться микроволновой печкой. Если нет, то следует приготовить перекусы, не нуждающиеся в разогревании: бутерброды, хлопья с молоком.
  5. Объясните, что при возникновении ЧП (чувствуется запах дыма, гари, отсутствует электричество, хлещет вода в ванной) необходимо обратиться за помощью, а не пытаться исправлять ситуацию своими силами.
  6. Запишите в сотовый телефон ребёнка свой и бабушкин номер, а также номера скорой, пожарной помощи. Проверьте, чтобы малыш знал имена мамы и папы, адрес проживания.
  7. Объясните, что запрещено впускать в квартиру незнакомцев, даже если они представляются медиками, сотрудниками полиции. Если кто-то звонит в дверь, необходимо сообщить об этом маме.
  8. Через определённый промежуток времени нужно звонить ребёнку, чтобы убедиться – всё в порядке. Разговаривать нужно спокойно, чтобы малышу не передалась ваша тревога. Можно заранее договориться с соседями, чтобы те наблюдали со стороны за вашим чадом.

Не следует закрывать ребёнка в квартире! В случае возникновения экстренной ситуации, например, пожара, он не сможет выбраться из помещения, что может закончиться плачевно.

Подготовка и первый опыт

Итак, все инструкции розданы, ребёнок готов к самостоятельному времяпрепровождению. Осталось понять, как пройдёт этот самый первый одинокий день вашего чада.

  • Не оставляйте в первый день ребёнка надолго. Отправьтесь в магазин или аптеку на четверть часа. Затем время отлучки следует увеличивать до получаса, 60 минут. В 7-8 лет ребёнок не должен быть в одиночестве больше 1,5-2 часов.
  • Всегда возвращайтесь в строго оговоренное время. У ребёнка в восьмилетнем возрасте возникают страхи, касающиеся смерти родственников. Так что каждое опоздание будет для него настоящим стрессом.
  • Нельзя оставлять ребёнка наедине с самим собой, если заранее не придумать ему увлекательное занятие. Это может быть обучающая игра на компьютере, раскраска с карандашами, конструктор, интересные мультфильмы. Отсутствие развлечений чревато баловством.
  • Нельзя уходить из квартиры, если ребёнок спит. Даже самый самостоятельный отпрыск может перепугаться, обнаружив отсутствие домочадцев. Такие случаи чреваты возникновением страхов и отказом от нахождения дома в одиночестве.
  • Не стоит наказывать ребёнка за беспорядок, устроенный в ваше отсутствие. Совершенно естественно, что, став на время единоличным хозяином квартиры, малыш начнёт её изучать. Так, девочка может мерить мамину одежду, мальчуган – изучать отцовские инструменты.
  • Обязательно расспрашивайте, чем был занят ребёнок. После возвращения родителям необходимо заняться сначала ребёнком, а уже затем домашними хлопотами. Не забудьте похвалить его за отвагу и проведите вечер вместе, читая книжку или просматривая мультфильмы.

Обычно психологи не рекомендуют оставлять ребёнка одного в доме раньше семилетнего возраста. Однако этот показатель весьма условный, так как необходимо обращать внимание на самостоятельность и готовность малыша к первым независимым поступкам. Вот почему ориентироваться следует не на количество лет, а на личностные особенности ребёнка. Ну и, конечно, постепенно готовить его к взрослению.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий