Формирование базовых речевых предпосылок у детей с ОВЗ

О чём мы привыкли думать, когда говорим о доречевых предпосылках? Обычно мы спрашиваем у родителей, когда ребёнок начал «агукать», «гулить», когда ребёнок начал лепетать, когда появились первые слова. И мы привыкли думать, что именно это и является речевыми предпосылками. Это действительно очень важные предпосылки речи. Но существую еще более глубокие предпосылки, которые находятся на базовом сенсомоторном уровне.

Три группы речевых предпосылок, которые формируются у ребёнка в младенческом возрасте (до года):

  1. Сенсомоторная предпосылка (телесная)

Ребёнок очень рано начинает ощущать и засекать сенсорные ощущения от своего тела. Ребёнку некомфортно, и поэтому он кричит. Какое отношение это имеет к речи? Самое прямое, так как следующий этап — это манипуляция с предметами, а если ребёнок не ощущает собственного тела, то каким образом он может манипулировать с предметами и познавать окружающий мир? На сенсомоторном этапе появляется различения мамой крика ребёнка, когда он хочет есть, когда мокрый, когда холодно, когда скучно и т.д. Ребёнок уже понимает ощущения от своего тела, он их обобщил и сгруппировал. И поэтому все его крики будут разными, и мама все эти крики будет считывать. И эта ситуация не что иное, как общение.

  1. Освоение предметного мира

Как только ребёнок может что-то схватить, начинается предметная деятельность. Ребёнок собирает чувственно-сенсорный эталон. Он понимает, какой это предмет (гладкий, теплый, мягкий и т.д.). Таким образом появляется возможность функциональных действий с предметами.

Ребенок хватает игрушку

  1. Освоение пространства через предметы, с которыми ребёнок уже знаком

Почему это всё взаимосвязано? Потому что, если ребёнок не ощущает собственного тела, он не может эффективно манипулировать с предметами. Как следствие, у него будут проблемы с тем, как эти предметы взаимодействуют между собой, и с ним в том числе.

Что такое речь? Речь – это предмет и его действие, находящееся в пространстве. Например, мама идёт, мама поёт, погремушка гремит, чашка упала.

Конечно, мы должны учитывать, когда ребёнок начал «гулить», «лепетать», когда произнёс первые слова. Но, если у ребёнка есть проблемы с сенсомоторным развитием, то мы уже можем предположить, что в дальнейшем могут быть и проблемы с речью.

Важно отметить, какие у ребёнка есть коммуникативные мотивы:

  1. Просьба (крик)

Крик – это воздействие на окружающий мир. Это первое общение. Это первая просьба, основной базовый коммуникативный мотив.

Через несколько недель после рождения ребёнок уже начинает понимать, что криком можно воздействовать на окружающий мир. Ребёнок кричит, появляется мама, что-то происходит и ему становится хорошо. И это уже общение.

Важно выяснить на обследовании – как ребёнок кричал и что происходило, когда он начинал кричать.

Если ребенок кричит и его не брать на руки, то у ребёнка не формируются механизмы просьбы. Ребёнок перестаёт просить.

Обратная ситуация, когда ребёнок всё время с мамой. И необходимости просить у него тоже нет. Мама постоянно предугадывает желание малыша. Мотив просьбы не формируется и в данном случае.

Ребенок кричит

  1. Разделённое внимание

Разделённое внимание – это следующий за просьбой коммуникативный мотив. Формируется с 6 до 8 месяцев. Ребёнок бросает предмет и наблюдает за тем, что происходит.

В этот период очень важно давать обратную связь. Поднимать предмет, удивляться, смотреть на ребёнка, на предмет.

  1. Совместная деятельность
  • К 9-10 месяцам формируется потребность в совместной деятельности. «Посмотри, как я умею».
  • К 9,5 – 10 месяцам —  формируется символизация. В норме ребёнок может соотнести картинку с предметом. И происходит генерализация.
  • К 12 месяцам —  символизация «Слово – предмет» Предметы из обихода ребёнка.

Учитывая сенсомоторное развитие ребёнка в онтогенезе, можно сказать, что любое действие с предметом, понимание собственного тела невозможно без имитации.

Имитация — базовая речевая предпосылка.

Без имитации невозможно научится взаимодействовать, играть, осваивать социальные навыки (навыки послушания, внимания, самообслуживания).

Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.

Оцените статью
Детки-погодки | Блог о воспитании, развитии и психологии детей
Добавить комментарий